В 1997 году Пол Верхувен подарил миру кино простое и безотказное, словно автомат Калашникова, добротный фантастический хит: достойно выступив в прокате и окупив масштабные компьютерные спецэффекты, «Звездный десант» отправился в длительное плавание по видеопрокатам. Умные американские критики, не знакомые с особенностями жизни в тоталитарных системах, сочли фильм несерьезным космическим боевичком. Зрители другого полушария и особенно критики, напротив, хрюкали от удовольствия, распознав в Верхувене своего. С ними он был на одной волне. Разговаривал на понятном языке государственного насилия.
Улыбки из рекламы зубной пасты. Легкий загар на молодых мускулистых телах. Звонкие голоса. Словно в воздух напустили веселящего газа: «Я выполняю свой долг!» Пол Верхувен который часто делает
www.masterperevoda.ru наравне со своими героями бьется за мир всеобщего счастья и гармонии. Цивилизация процветает, преступность искоренена, общественное устройство основано на добровольном участии каждого и жестком соотнесении прав и обязанностей. Утопия, от которой мороз идет по коже.
Режиссер «Основного инстинкта» и «Шоу-герлз» закручивает гайки асексуальности.
Дивный новый мир расходует свое либидо на госслужбу и покорение других планет. Если нет секса, должна быть война. Понятно, почему в этом лучшем из миров демократические ценности покоятся на неотъемлемом праве человека отслужить в армии. Без армии и ребенка не завести. Это единственная надежда на посвящение во взрослую жизнь. Метеоритное нападение гигантских жуков дает отмашку вселенской эротической битве за доминирование. Если серьезно разбирать «Звездный десант» с фрейдистских позиций, то можно зайти далеко. Протыкающие десантников конечности членистоногих; ракеты, залетающие в темные жучиные норы; шупальца, пенетрирующие мозг... К счастью, как и любое тоталитарное полотно, фильм Верхувена на таком анализе не особенно настаивает.
Заметим лишь, что центром картины становится смерть главного героя на поле боя (или смертельное ранение, кому как больше нравится). Чего еще желать настоящему солдату? Погибнув на планете Клендату, пехотинец Рико словно проходит посвящение. И в этой точке «Звездный десант» распадается надвое. Первый час он функционировал по правилам высокой голливудской мелодрамы: парень пошел из-за девушки в армию, да так и погиб, потому что завтра была война. Второй - чистейшей воды ремейк «Падения Берлина» Михаила Чиаурели, пленительный сон разума, прокачанного тоталитарной пропагандой. Меняется интонация, темп, толщина бронзового напыления. После своей «гибели» главный герой не просто сделает боевую карьеру (из рядовых в лейтенанты), победит врага и поведет в бой новых добровольцев, но и вернет себе бывшую возлюбленную. Награда за службу. Что это: сон, реальность, открытка ко дню советской армии? Рядовой Перепелица возвращается в деревню?
Первый час Верхувен еще позволяет себе срываться и хохмить: показывает на призывном пункте безногого и безрукого ветерана, который благостно роняет, что именно служба в десанте сделала его таким, дает слово глупым пацифистам-родителям Рико, либерально любуется садистскими выходками инструктора по строевой подготовке. Во втором же параноидальный тоталитарный стиль уже выдержан в своей первозданной чистоте.
Как и любая другая единица подлинного искусства, «Звездный десант» живет вне времени, а точнее во всех временах одновременно. Это утопия из прошлого, которую при соблюдении должных технологических формальностей могла бы снять Лени Рифеншталь, это идеальный агитационный плакат из будущего (одобрено и рекомендовано министерством обороны Земли). Что до настоящего, до сих пор не вполне ясно, как так вышло, что снятый почти за пять лет до начала глобальной контртеррористической операции фантастический боевик описал ее главные детали. Морпех всегда морпех, даже если вместо гор Афганистана задворки Млечного пути.
Дата размещения: 12-05-2012, 14:05