Классический образ знаменитого британского сыщика кинематографисты пытались творчески переосмыслить не раз и не два. Но лишь недавно гай ритчи окончательно порвал со всеми традициями и канонами. Отныне в массовом сознании
Шерлок Холмс - это Роберт Дауни-младший которому к слову сказать очень нравится
mos-holidays.ru, маргинал, эксцентрик и драчун, не имеющий ничего общего с образом викторианского джентльмена.
Не будем торопиться с оценками, но первые выводы уже можно сделать: судя по всему, Ливанове кий Шерлок Холмс окончательно потерян для тех, кто еще не успел с ним познакомиться. Беда в том, что теперь уже и не уговоришь. Аналогичной печалью терзаются и на родине сыщика: вряд ли отныне при упоминании прославленного имени подрастающее поколение британцев будет, как прежде, рисовать в воображении манерного Джереми Б репа. А что, собственно говоря, изменилось? Ничего особенного. Просто режиссер Гай Ритчи, приблатненный певец лондонского Ист-Энда, рискнул покуситься на святое и ненароком перевернул все с ног на голову.
Литературный Шерлок, и это не секрет, не отличался легким нравом, но у героя Роберта Дауни-младшего куда более серьезные проблемы с социализацией. Литературный Шерлок неплохо боксировал, но герой Дауни-младшего со своими навыками кунгфу и вовсе ходячая машина для убийства. Что касается нежной дружбы с доктором Ватсоном в исполнении Джуда Лоу, то вряд ли сэр Артур одобрил бы этот броманс на грани с романсом. «Зачем?» — до сих пор допытываются у Ритчи журналисты. «Так я вижу», — обычно отвечает он.
ИСТОРИЯ ВОПРОСАНельзя сказать, что ранее никому не приходило в голову перетряхнуть канонические тексты
Конан Дойла в поисках новых смыслов и неожиданных ракурсов, Напротив. Если подумать, то более-менее строго литературного оригинала придерживались лишь создатели уже упомянутых телевизионных фильмов с Василием Ливановым и Джереми Бреттом, советского и британского производства соответственно. И то сериал Масленникова, в котором все же немало сценарных вольностей, хранит скорее не букву, а дух бессмертной классики. Что же касается попыток взглянуть на Холмса иными глазами, то они начались еще в эпоху Великого немого, когда знаменитый сыщик и его бессменный помощник стали героями многочисленных комедий, не имеющих ничего общего с творчеством писателя. Дальше - больше.
В 1939-м вышла
«Собака Баскервилей», дотошная голливудская экранизация с британцем Бэзилом Рэтбоуном в главной роли. Созданный им образ Холмса можно было бы назвать каноническим, но вот незадача: «Собака» стала первым и последним из четырнадцати фильмов с участием Рэтбоуна, где наличествовала четкая связь с оригинальным текстом. Далее Холмсу доведется жениться, перебраться из Викторианской эпохи в наше время, начать борьбу с нацистами (актуальность — требование военного времени) и сделать еще много такого, что его создателю не могло привидеться и в страшном сне.
В 1970-м Билли Уайлдер снял детектив под названием «Частная жизнь Шерлока Холмса», герои которого, по сути, являют собой ироничную пародию на персонажей Конан Дойла. Изнеженный кокаинщик Холмс — самовлюбленный денди на вид и желчный холерик по натуре, туповатый бабник Ватсон, безумная русская балерина, жаждущая интима с умнейшим человеком эпохи, лох-несское чудовище...
А главное — обескураживающая прямота, не свойственная современному политкорректному кинематографу. «Вы там у себя написали, что я наркоман! И это — из-за пятипроцентного кокаина?..» — «Семипроцентного!» — «Пяти! Вы же разводите его у меня за спиной!» При всем уважении к Ритчи, диалоги такой смелости не позволил себе даже он.
В «Критическом решении» 1976 года («Семипроцентный раствор» в оригинале), якобы основанном на потерянном романе Конан Дойла, Ватсон везет Холмса в Вену на встречу с Зигмундом Фрейдом — лечиться от наркотической зависимости. В триллере «Шерлок Холмс: Убийство по приказу» (1979) детектив ловит Джека Потрошителя, в итоге раскрывая масонский заговор. Не счесть также лент, где основную партию разыгрывают родственники сыщика: «Приключения хитроумного брата Шерлока Холмса», «Приключения Ширли Холмс» (о внучатой племяннице) и прочее. Создатели семейного фэнтези «Молодой Шерлок Холмс» - режиссер Барри Левинсон, сценарист Крис Коламбус и продюсер Стивен Спилберг - пофантазировали на тему, что было бы, познакомься детектив и доктор в студенческие годы. В комедии «Без единой улики» Ватсон (Бен Кингсли) вообще выдумывает Холмса, чтобы отвлечь внимание от собственных блестящих расследований, а затем нанимает бездарного актера (Майкл Кейн), чтобы тот изображал сыщика на публике.
И наконец, британский сериал «Шерлок», чей первый сезон был задуман в 2008 году, а вышел на телеэкраны летом 2010-го. Несмотря на отступления от канона разной степени тяжести, прежние экранизации Конан Дойла казались его сценаристам Стивену Моффату и Марку Гатиссу чрезмерно почтительными к источнику. С этим надо было срочно что-то делать. «К черту кринолин»,— в итоге постановили они и решительно перебросили героев сэра Артура прямиком в XXI век. В исполнении 35-летнего Бенедикта Камбер-бэтча, выглядящего лет на десять моложе своего возраста, кучерявый Холмс чем-то смахивает на типичного лондонского хипстера: модное пальтишко, завязанный французским узлом шарф, коммуникатор со всеми возможными примочками. Единственные, пожалуй, особые приметы — сильно дурной характер и явно завышенный в десятки раз IQ. Что касается ветерана афганской войны Ватсона, то он тоже прошел необходимую модернизацию, прежде всего — лишился непременных усов. Мориарти превратился в моложавого метросексуала-психопата. Распутывая преступления,
Холмс и Ватсон больше уповают на GPS, чем на хитроумный грим, а происходящие с ними приключения доктор описывает... ну конечно, в блоге. Первый сезон, состоящий из трех почти полуторачасовых серий, завоевал бешеную популярность как в Британии, так и за ее пределами — все-таки таких героев Конан Дойла мы еще точно не видели.
БОГАТЕНЬКИЙ РИТЧИНа фоне всего вышеперечисленного фильм Гая Ритчи может показаться куда более каноническим, чем принято полагать. И в самом деле: эпоха — «правильная» Викторианская, усы Ватсона на месте, а еще... Но в том-то и дело, что это все. Прочая связь с книгами представлена разве что разбросанными по сценарию запоминающимися цитатами вроде «мой мозг бунтует против безделья». Зато по количеству вызываемых к себе вопросов «Шерлок Холмс» точно не знает себе равных.
Первый и главный обычно звучит так: а почему, собственно, Ритчи?
www.kameramotor.com и «Большой куш» — фильмы, безусловно, знаковые, но вот так вот за промать костюмное кино про рафинированного джентльмена, которым полмира восхищается вот уже более 120 лет?.. Тут надо обладать .1 недюжинной смелостью, то ли феноменальной расчетливостью, то ли и тем и другим вместе. «Им просто понадобилось немного «гайритчизма» для этого проекта,— объяснял потом режиссер, - им показалось, что это сработает. К тому же на тот момент я не видел ни одной экранизации Конан Дойла и имел собственное незамутненное представление о том, как должен выглядеть персонаж». Шаг был рискованным, но надо признать, что продюсеры Warner Bros, не просчитались.
Второй вопрос можно адресовать самому Ритчи: о чем думал британский постановщик независимых
www.kameramotor.com, обладатель своего неповторимого почерка и знаток всех злачных лондонских местечек, берясь ia внушительный высокобюджетный проект, от и до подконтрольный студии? Ну, во-первых, о деньгах: «Честно говоря, мне в тот момент и вправду нужна была работа». Во-вторых, если верить его же словам, Ритчи давно подумывал о переходе к чему-то более масштабному, и предложение снять блокбастер в Британии на американские деньги и с голливудским размахом показалось тем самым шансом, который нельзя упускать. Был, конечно, и третий момент: сама идея сделать любимого с детства героя эдаким уличным задирой, герски владеющим несколькими видами боевых искусств, привела давнего поклонника шерлокианы в натуральный восторг. Хотели «гайритчизмов»? Получите, распишитесь: стоя по ту сторону камеры, экс-супруг Мадонны легко и непринужденно превратил камерный детектив в боевик со взрывами, драками и погонями.
Возможно, есть в этом утверждении доля лукавства, но Ритчи настаивает, что его сотрудничество со студией изначально основывалось на полном взаимопонимании. Единственное, на чем пришлось сразу категорично настоять,—никакой войлочной шляпы и вот «элементарно, мой дорогой Ватсон».
Шляпы в тексте действительно не было! Это бесчисленные экранизации внушили нам, что она была. А мы в данном конкретном случае решили строго следовать за Конан Дойлом».
«Почему, как вы думаете, Шерлока Холмса принято считать квинтэссенцией всего британского?» — как-то поинтересовались у Ритчи во время пресс-конференции. «Понятия не имею», — ответил режиссер, и это, в целом, объясняет, почему Холмса в исполнении Дауни-младшего можно назвать кем угодно, но только не классическим английским джентльменом. Его Шерлок скорее - гражданин мира, не отягощенный условностями Викторианской эпохи. Его Шерлок устраивает в апартаментах негигиеничную помойку, легко находит общий язык с деклассированными элементами, любит пошутить с особым цинизмом и перманентно вляпывается в идиотские ситуации. Его Шерлок, одним словом,— наш человек.
СИНДРОМ ДАУНИПравильно сокрушаются поклонники Ливанова и Бретта: теперь и вправду трудно представить в роли эксцентричного сыщика, известного любителя веществ, кого-то, кроме хулигана и социопата Дауни, лишь к середине нулевых поборовшего наркотическую зависимость. Его затяжной прыжок на дно, включающий многодневные запои, аресты и публичные скандалы, внезапно приостановила женщина по имени Сьюзан, кинопродюсер по профессии. Познакомившись с ней на съемках «Готики», актер перестал налегать на алкоголь, прошел курс лечения и даже занялся изучением китайского боевого искусства вин-чунь (впоследствии его тренер окажется консультантом по борьбе на съемках «Шерлока»). Свадьба состоялась в 2005-м, а в начале следующего года пара ожидает первого ребенка. Словом, идиллия.
Узнав о готовящемся проекте, Дауни сам предложил свою кандидатуру. Был ли он на тот момент знаком с текстами сэра Артура? Даже если и нет, для человека с интеллектом нет ничего невозможного: за пару недель вся шерлокиана была основательно проштудирована. Также достоверно 1 известно, что в рамках подготовки к роли I он просмотрел немало соответствующих фильмов, включая классику с Бреттом, однако особенно оценил упомянутый ранее «семипроцентный раствор» «Кстати, не самое оптимальное соотношение, если вас интересует мое мнение. Я бы сказал, слабовато»). Был ли страх не соответствовать, не вписаться, неудов-летворить ожиданиям? «С некоторых пор я ничего не боюсь. Просто начинаю работать. К тому же тогда я уже знал, что мы будем делать свежую интерпретацию Конан Дойла под руководством I Гая Ритчи, и был уверен, что процесс к в надежных руках».
Что касается Джуда Лоу, то он пришел в проект вторым. Пригласили его отчасти благодаря внешности: команда сценаристов и продю серов изначально сошлась на том, что, в отличие от всех предыдущих Ватсонов, герой нового фильма должен быть сексуальным, несмотря на усы. (Кстати, до своего I утверждения на роль Лоу умудрился не прочесть ни одной книги Конан Дойла, но при этом в детстве сыграл мальчика-конюшего в одном из телевизионных сериалов на их основе.) По прошествии некоторого времени с выхода первого «Шерлока Холмса» в 2009-м стало ясно, что за феноменальный успех проекта благодарить в первую очередь стоит тандем Дауни-младшего и Лоу. На экране эти двое смотрятся как любящая супружеская пара в кризисе. Вот Ватсон упоминает о своей скорой свадьбе — и Холмс делает тоскливые глаза, как у кота из «Шрэка». Вот Холмс ненароком забывает револьвер на тумбочке, Ватсон картинно вздыхает и бежит догонять. Один начинает цитату, другой заканчивает. Несчастная Мэри Морстэн в данном контексте настолько лишняя, что единственный человек, которому это неочевидно, пожалуй, она сама. Даже не совсем понятно, зачем ее взяли в сиквел.
Кстати, о сиквеле. Известно о нем, увы, довольно мало, и все, что знали, мы честно рассказали в анонсе. Достаточно посмотреть
www.kameramotor.com, чтобы понять, что и так весьма шустрый темп, заданный Ритчи, ускорился раза в два. Главные роли по-прежнему за сладкой парочкой. (Тут самое время упомянуть, что за первый фильм Дауни заслуженно получил «Золотой глобус», а за второй — 15 миллионов долларов, самый большой гонорар за всю свою карьеру.) Также в фильме присутствуют шведка Нуми Рапас в образе цыганки Сим и Стивен Фрай, сыгравший брата Шерлока, Майкрофта. «Фрая любят все, чем бы он там ни занимался,—смеялся Ритчи, вспоминая работу с популярным британским комиком.—А в нашем фильме он даже раздевается. Думаю, зрители должны это оценить». Также было обещано, что в «Игре теней» появится сам профессор Мориарти, чей образ примерил англичанин Джаред Харрис, Лэйн Прайс из сериала «Безумцы». Довольно смелый ход с учетом того, что прежние экраниза-торы крайне редко выводили на свет главного холмсовского антагониста.
ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТНесмотря на весьма внушительное кинематографическое прошлое героев
Конан Дойла (более двухсот фильмов с их участием — это вам не шутки), уже ясно, что впереди обоих ждет не менее захватывающее будущее. Во-первых, буквально пару месяцев назад стало известно, что студия Warner Bros, наняла сценариста для работы над третьим фильмом шерлокианы с Дауни и Лоу. Если «Игра теней» порадует продюсеров кассовыми сборами, три квел можно ожидать в 2014 году. В 2012-м выйдет второй сезон «Шерлока» с Камбер-бэтчем, где среди прочего будет предложена современная интерпретация «Собаки Баскервилей». Такое точно нельзя пропустить. Ну и, наконец, также в следующем году мы увидим новый отечественный сериал по книгам Конан Дойла, который в данный момент снимает режиссер «Кандагара» Андрей Кавун. В роли Шерлока — Игорь Петренко, Ватсона — Андрей Панин, инспектора Лестрейда играет Михаил Боярский. А кто же Мориарти? Пока секрет.
Автор данной статьи: Татьяна ЛАРИНА По материалам КИНОПАРКДата размещения: 21-02-2012, 16:00