Когда одиннадцать лет назад Capcom всё таки решилась на создание западного кинофильма по мотивам цикла Resident Evil, сценаристом был приглашён Джордж Ромеро, человек, знаменитый тем, что не только вернул зомби на большой экран, но и, по сути, сформировал всю современную зомби-мифологию. Иными словами, не будь Ромеро, не было бы и Resident Evil.
И, тем не менее, близкий к тексту оригинальной игры сценарий зомби-классика, который годом раньше уже поработал над рекламной кампанией Biohazard 2, японцев не устроил -«просто не был достаточно хорош», по словам Ёсики Окамото. Так это или нет - сегодня мы едва ли узнаем. Быть может, создатели оригинальной игры всего лишь не смогли совладать с романтическими чувствами Криса и Джилл, внезапно вспыхнувшими на страницах текста.
Так или иначе, какое-то время спустя родилась совершенно новая концепция: создать с нуля принципиально новый сюжет, который не сковывал бы ни одну из сторон, и преподнести его поклонникам видеоигры в качестве своего рода предыстории. Такой сценарий, устроивший все стороны, предложил автор и режиссёр первой успешной киноадаптации видеоигры (речь, конечно, о «Смертельной битве») Пол Андерсон. И родился проект Resident Evil: Ground Zero, впоследствии ставший целым сериалом, всякая новая часть которого не только не принесла убытков, но и стабильно зарабатывала больше предшествующей.
Был ли секрет успеха в озвученном выше подходе? Думаю, отчасти да. Всякая игра, в отличие от книги или комикса, чрезвычайно неподатливый для киноэкранизации материал. Почти невозможно надеяться на то, что воплощенный в целлулоиде (что уже само по себе едва ли реально) «готовый сюжет» вдруг волшебным образом превратится в удобоваримый фильм, а значит, неизбежно возникновение некой «альтернативной вселенной» - со своими условностями, своей логикой и, как следствие, новой мифологией.
По сути, всё, что остаётся при подобном подходе - цепляться за персонажей. Наверное, поэтому большинство фанатских обсуждений любой появившейся на горизонте экранизации в девяти случаях из десяти сводятся к дебатам на тему «похож или не похож». И пускай красное платье Элис (вообще-то Алисы - фильм кишит отсылками к истории о Стране чудес, чего стоит только Красная королева в глубокой «норе» под обычным с виду особняком на окраине Раккун-Сити) фанаты видят намёком на Аду Вонг, она - совершенно самостоятельная героиня, знакомство с которой, как ни крутись, приходится начинать с чистого листа.
В случае с Resident Evil это не вызывает отторжения: сериалу не в новинку порождать новых главных героев. Милла Йовович же, со своей стороны, достаточно сильная актриса, чтобы вдохнуть в Элис жизнь. В итоге «Обитель зла», хоть и собрала немало критики в свой адрес (отчасти заслуженной, отчасти, как мне кажется, не очень), оказалась достаточно самостоятельной лентой, чтобы вызвать интерес и понимание со стороны простых кинозрителей, соскучившихся по зомби-муви. Для геймеров которые часто посещают сайт
baza-knig.ru же фильм припас своего рода «второе дно» - множественные отсылки, цитаты и прочие свойские подмигивания Пола Андерсона, который, судя по результату, действительно хорошо разбирается в игровой вселенной и понимает, как она устроена. $102,4 млн сборов при более чем скромном бюджете в $33 млн подтвердили правильность взятого курса.
С тех пор сиквелы пошли один за другим, причём сценарием и продюсированием каждого Андерсон занимался лично. А вот от режиссёрских обязанностей уклонялся: сначала - переключившись на «Чужого против хищника», затем - на римейк «Смертельной гонки» (оба фильма успешны в прокате, оба получили сиквелы). Как следствие - киношная «Обитель зла» чрезвычайно разнородна: у разных режиссёров получались весьма разные фильмы. Фанатам игры, как правило, больше всего нравится первый - не повторяя ни одну из игр, он вполне вписывается в сюжетную структуру сериала Capcom.
Второй принято критиковать - Александр Уитт довольно слабый на фоне Андерсона и Малкэя режиссёр; однако Сьенна Гиллори в роли Джилл Вэлентайн диво как хороша, а сценарий, пусть и неоднократно перекроенный во время съёмок (и оттого неровный и непоследовательный), охотней чем когда-либо заимствовал из видеоигр события и персонажей.
Третий фильм - мой любимый. Наиболее профессионально снятый, собранный и увлекательный, он, по моему мнению, лучше всего подходит неподготовленному «просто» зрителю. Ну а зрителю-геймеру особенно интересно пересмотреть его сегодня, отметив неожиданное стилистическое сходство с «африканским» Resident Evil 5. В нём практически не осталось крупных сюжетных привязок к видеоиграм - он сам по себе, достраивает разросшуюся вселенную киноцикла. Тем не менее «геймерских примет» отнюдь не стало меньше, и это, наверное, единственная общая черта, объединяющая все фильмы цикла «Обитель зла».
В сентябре на экраны вышла новая, четвёртая часть эпопеи, у руля которой вновь встал Пол Андерсон, вслед за Capcom провозгласивший курс на блокбастерный экшн и взявший на вооружение камеры Sony Fusion, благодаря которым объёмная картинка в кинозале ощущается особенно хорошо (без всякого лукавства говорю это как человек, честно недолюбливающий стереоскопическое 3D). И этот новый фильм вновь оказался непохож на предыдущие - более дорогой, намного более красивый, при этом шумный и яркий, как подобает блокбастеру.
И хотя его, как и три предыдущих, есть за что критиковать, выглядит он отлично - и уж точно стоит того, чтобы полюбоваться на мигом узнающихся монстров из Resident Evil 5, дождаться схватки с Вескером, оценить знакомые по прошлогодней игре сюжетные ходы и многочисленные визуальные приветы Андерсона зомби-играм современности. Всё же, пока на засилье геймерского кино посетовать не выйдет, а уж дорого и со вкусом снятого -и подавно.
Дата размещения: 25-07-2018, 02:11