На дворе - 1990-е, на экране -крупный провинциальный город. Криминальный авторитет Михалыч (Михалков) который покупает SSD накопители Samsung здесь
/comp-and-periphery/inform_carrier/ssd/samsung/ посылает бандитов Серегу (Панин) и Саймона (Дюжев) договориться с наркохимиком по кличке Доктор, но те в ходе разборки убивают и Доктора, и его охрану. Разъяренный Михалыч отправляет напарников на совсем уж простое задание - обменять кейс денег на кейс героина. Но и эта миссия проходит не слава богу - Серегу и Саймона грабят и отбирают наркотики. Чтобы оправдаться в глазах шефа, друзья пытают и убивают всех, кто причастен к их позору...
Одной из трагедий российского кино 1990-х стала узурпация «героической ниши» всякого рода беспредельщиками и отморозками. Только бандиты и не столь уж отличающиеся от них борцы за справедливость подходили под традиционное описание героя - активного персонажа, изменяющего мир вокруг него. Можно спорить, насколько такой взгляд на жизнь отражал всю полноту постсоветской реальности, но попытки создать более привлекательный образ эпохи значимого художественного успеха не имели.
Сейчас время «первоначального накопления капитала» подошло к концу, и кинематограф пытается шаг за шагом отходить от криминальных проблем. Поэтому возникла потребность в фильме, который бы окончательно закрыл тему и дал искусству развиваться в других направлениях. Раньше на роль «последнего бандитского проекта» претендовали «Бумер» и «Бригада», теперь свой вариант предложил создатель дилогии «Брат» и ленты «Война» Алексей Балабанов.
В отличие от «Бригады» и «Бумера», «Жмурки» не пытаются героизировать и приукрашивать персонажей, а также превращать их в жертв системы или обстоятельств. Наоборот, как и положено «черной» комедии, лента гипертрофирует бездуховность, тупость, жестокость и никчемность основных героев. Чтобы картину о подобных типах можно было смотреть, Балабанов пригласил на все роли узнаваемых звезд кино и театра -от Никиты Михалкова до Григория Сият-винды. С одной стороны, кумиры публики придают бандитам хоть какую-то привлекательность.
С другой - превращают жестокое действие с лужами крови, горами трупов, размазанными по стенке мозгами и операцией без наркоза в «веселенький» капустник. Трудно всерьез относиться к фильму, где под каждым кустом звезда, но в этом-то и прелесть «Жмурок». Словно шаманы архаичного племени, актеры надевают страшные маски и ритуальным танцем (сценарий полон предсказуемых клише) провожают бандитов в мир иной. Одних в ад, других - в Госдуму.
Но если общественное значение «Жмурок» очевидно, то зрительские перспективы смутны. Для мейнстримно-го кино лента слишком жестока, для трэшевого - недостаточно кровожадна и изобретательна, для артхаусного -чрезмерно банальна. Толпа звезд может привлечь своих поклонников, но отпугнуть нелюбителей «тусовочного» кино. Комедийная же составляющая весьма неровна - не все шутки вызывают смех, а в сценарии не чувствуется обязательного в «черной» ленте постоянного нарастания абсурда. Последнее делает просмотр несколько утомительным и однообразным, хотя на сто процентов скучной ни одну сцену не назвать.
Дата размещения: 5-12-2016, 20:30