Если у Штирлица и есть достойный экранный конкурент, так это Иоганн Вайс (он же Александр Белов) из художественной ленты длиной в сериал «Щит и меч». Этот разведчик, заброшенный в германский тыл еще до войны, сделал головокружительную карьеру в рядах немецко-фашистских вооруженных сил.
Сообразительный молоденький шофер быстро становится любимчиком высших чинов и матерым наци, прошедшим суровую проверку. Сменив гимнастерку и пилотку на черный мундир, он получает доступ к важнейшим сведениям о готовящихся военных операциях. Кажущаяся легкость, с которой Белов-Вайс преодолевает недоверие «сослуживцев» и водит за нос собственного босса, имеет и обратную сторону - нервное истощение, каждодневный риск, боль потери боевых друзей.
Что и говорить, создание образа гения шпионажа не состоялось бы без выдающейся игры замечательного актера Станислава Любшина - популярность ленты стала признанием его исключительных профессиональных качеств. Свою первую роль в кино исполнил здесь Олег Янковский, который уже через несколько месяцев после выхода фильма в прокат составил компанию Ролану Быкову в драме «Служили два товарища».
Вообще, проект удался по многим причинам, в числе которых и участие в написании сценария самого Вадима Кожевникова (автора романа «Щит и меч»), ответственного за эффектные диалоги, и уверенная режиссура Владимира Басова, и редкий дар оператора Тимофея Лебешева. На цитаты фильм не разобрали, да и анекдоты на его тему не слагают. Однако стимулов к его повторному просмотру от этого меньше не стало.
Изображение черно-белое, что не мешает ему демонстрировать завидную рельефность кадра, достигнутую за счет точно отрегулированного контраста и насыщенного черного цвета. Особенно благотворно сей факт сказался на отменной детализации и градации серых тонов. Остаточные (и очень мелкие) дефекты пленки мелькают только в паре эпизодов, а интерлейсинг возникает не часто.
Рев авиадвигателей, канонада, перестрелки, - все эти звуковые образы переданы очень эффектно. Но и моменты затишья нередко заполняются проезжающими взад-вперед автомобилями или эхом щелкающих каблуков. Диалоги не полностью утратили присущие старым записям недочеты, но все же заметно очистились от характерной «шелухи».
Первым и единственным дополнительным материалом, которым нас порадовало анимированное и озвученное меню, стали фильмографии.
Дата размещения: 27-09-2016, 00:24