Примерно каждый десятый японец в прошлом году посмотрел в кинотеатре новый фильм Хаяо Миядзаки. Это если считать все население страны, включая грудных детей, сельских жителей, матросов дальнего плавания и корейских иммигрантов. Фильм пять недель подряд находился на первом месте чарта по кассовым сборам - феноменальный результат для анимационной ленты, которая по определению должна быть менее популярной, чем привычное игровое кино. Но Миядзаки - вне категорий, ему можно.
Он работает в индустрии аниме последние сорок лет и за это время стал похож на рассеянного доброго волшебника, который что ни делает, все прекрасно. Сейчас Миядзаки шестьдесят восемь, но он, как и многие другие трудолюбивые японцы, не думает уходить «на пенсию». Пенсии, кстати, в Японии нет вовсе: государство никогда не принимало на себя обязательства что-то платить престарелым бездельникам. Функции государства взяли на себя крупные компании, которые выплачивают пенсии сотрудникам, проработавшим на фирме почти всю жизнь. Это поддерживает принятую в Японии систему пожизненного найма, и именно поэтому Питер Мур может запросто перейти из Microsoft в Electronic Arts, а Сигеру Миямото, надо полагать, навсегда останется в Nintendo.
Но мы отвлеклись. Суть в том, что студия Ghibli в Японии - это одновременно Walt Disney и Pixar, самая главная и самая любимая компания. По итогам года «Рыбка Поньо на утесе» собрала в прокате более 15 миллиардов иен (170 миллионов долларов по старому курсу) и стала самой популярной картиной года, ровно в два раза обогнав ближайшего конкурента, японский фильм Hana Yori Dango Final. Ни «Темному рыцарю», ни «Индиане Джонсу» такой успех в Японии и не снился. Поэтому не совсем верно говорить, что Миядзаки - японский Дисней. На самом деле он больше, чем Дисней. Миядза-ки стал национальным символом, и он, кажется, может позволить себе все... но только пока его одобряет зритель. На фильмы Миядзаки сегодня ходят всей семьей, с детьми в возрасте от двух лет. Это и обеспечило фильму коммерческий успех.
Можно сказать, что «Рыбка Поньо на утесе» - это современная версия «Русалочки». Маленькая шаловливая рыбка сбегает от своего отца, морского царя (больше похожего на рок-звезду). На свое счастье рыбка застревает в стеклянной банке - предмете, совершенно для нее непонятном. Незадачливую путешественницу находит мальчик Соскэ и утаскивает домой. Он дает рыбке имя Поньо, и та, насмотревшись на жизнь за пределами океана, жуть как хочет стать человеком. А рыбка-то была, ясное дело, волшебная -и, обманув своего папашу, Поньо становится девочкой, гостит у Соскэ, угощается ветчиной, боится цунами и ищет маму. А потом все заканчивается - конечно, хэппи-эндом.
В этой романтической сказке сложно найти конфликт или интригу. Пожалуй, самое злое, что делает морской царь, - это грозит кулаком. В «Поньо» на удивление мало героев, особенно если сравнить фильм с «Навси-каей» или «Принцессой мононокэ». Да и те, что есть, не принимают решений и не совершают важных поступков. Соскэ неизвестно почему понравилась Поньо, да и самой Поньо руководят лишь любопытство и детская непосредственность. В фильме полно вопиющих сюжетных дыр и несуразностей, он напоминает сочинение первоклассника «как я провел каникулы» и из-за этого подкупает своей невинностью, живостью и откровенностью. Но с нормальной взрослой новеллой ему не тягаться, и, скажем, Мамору Хосода в «Девочке, покорившей время» рассказывает историю гораздо более слаженно, грамотно, последовательно, красиво и эффектно.
Самые запоминающиеся моменты картины - как Поньо ест ветчину и бегает по волнам, как веселятся бабушки из дома престарелых. Можно вывести тенденцию: с годами фильмы Миядзаки становятся все более простыми и волшебными. Вспомним старые работы - «Навсикаю», «Лапуту», «Мононокэ». Даже смешной и нелепый «Порко Россо» был фильмом умным и взрослым.
И наоборот, последние фильмы режиссера выходят все менее осмысленными и все более волшебными - это «Унесенные призраками», «Шагающий замок» и теперь «Рыбка Поньо». Если вы хорошо знакомы с творчеством Миядзаки, проведите на себе простой тест: вспомните, кто был «злодеем» в «Навсикае» и «Мононоке», а потом попробуйте вспомнить, кто кому противостоял в «Унесенных призраками» и «Шагающем замке». Получается? Невозможно забыть суровую принцессу Кушану с позолоченным протезом, властную госпожу Эбоси да и саму воспитанную волками принцессу Сан. А после просмотра, скажем, «Шагающего замка» в голове остаются симпатичная Софи, красавец Хавл и говорящий душка-огонек, а по какому поводу нам их показывали - уже и не столь важно. Так и в «Поньо» сюжет совершенно теряется на фоне очаровательной картинки: рыбка, обернувшаяся пятилетней девочкой, с неподдельным восторгом жует ветчину. Фильм рассчитан на детей и будет понятен им, но немногое в нем заинтересует серьезного зрителя, и та же «Девочка, покорившая время» даст свежей работе Миядзаки сто очков вперед.
Мы твердо уверены: детский фильм вовсе не обязан быть глупым или бессюжетным. При такой же удельной дозе волшебства и безграничной игре воображения «Унесенные призраками» обладали внятным сюжетом и мыслящими персонажами. Что ж, пусть студия Ghibli снимает невероятно успешные фильмы и собирает огромные гонорары. Ясно как день: за «Рыбку Поньо» Миядзаки в следующем году Оскара не дадут.
Дата размещения: 15-07-2016, 21:42