На обложке свежего коллекционного издания от замечательной российской компании «Реанимедиа» стоит большая надпись красным шрифтом: «Дайбастер: Дотянись до неба -2!». Стоп-стоп-стоп. Какой еще «Дайбастер»? Разве существует «Дотянись до неба - 1»? У необычной работы режиссера Кадзуи Цуру-маки (FLCL) длинная история, которую стоит послушать, и уж тем более - рассказать.
Все началось с Хидеаки Анно. Этот человек сделал для современного аниме столько, что его день рождения - 22 мая - можно отмечать как субкультурный праздник наряду с 5 января (днем рождения Хаяо Ми-ядзаки). Всемирную известность Анно принес «Евангелион», снятый в 1995 году. Но уже в конце восьмидесятых Анно был одним из ведущих режиссеров студии Gainax. В 1988 году вышел один из его первых проектов - то ли комедийная, то ли героическая меха-OVA Gunbuster («Ганбастер») в шести эпизодах.
Другое название этого сериала -Toppu wo Nerae! (по-английски, Aim for the Top!, по-русски, вольно, - «Дотянись до неба!»). Обычно у сериала есть одно название на японском и еще одно на английском, но в случае с Gunbuster японский заголовок почему-то отказался теряться. «Ганбастер», если в двух словах, был историей о подростках-пилотах, которые на боевых роботах сражаются с космическими чудовищами. Это только сейчас такой сюжет кажется затасканным, а в 1988-м Анно сделал из «Ганбастера» крепкую научную фантастику с релятивистскими законами.
Выглядел «Ганбастер» современно, как Bubblegum Crisis или Dirty Pair - и сейчас он легко узнается по дизайну персонажей, характерному для восьмидесятых: простые костюмы, давно вышедшие из моды прически, примитивная игра света и тени. Возможно, именно «Ганбастер» послужил прототипом «Евангелиона», и при желании между сериалами можно даже найти некоторые параллели, но это уже совсем другая история.
Прошло много лет, а если точно - шестнадцать. В 2004-м началась публикация проекта, приуроченного к двадцатилетию студии Gainax, - нового OVA-сериала с двойным названием, то ли Diebuster, то ли Toppu wo Nerae! 2. Именно эта современная, броская работа, не имеющая на первый взгляд никакого отношения к оригиналу, публикуется у нас сейчас. Вот и раскрыта тайна названия - первого «Дайбастера» не было, а первый «Дотянись до неба» - был. В «Дай-бастере» новое всё - время, место, сюжет, герои, роботы, дизайн, режиссер, технология производства... Кадзуя Цурумаки в интервью говорит, что сериалы объединяет «некоторая гамбастерность», а мы ему пока поверим и посмотрим, что к чему.
В самом-самом начале аниме мы знакомимся с жизнерадостной девочкой Ноно, которая в первые же минуты экранного времени уезжает из глухой заснеженной деревни, чтобы стать космическим пилотом. Ни способностей, ни образования у нее нет и в помине, но это ее не смущает, потому что «терпение и труд все перетрут».
Ну, как-то так. Потом Ноно встречается с настоящим космическим пилотом - сдержанной и рассудительной девочкой Ларк, потом появляется гигантский робот, потом космическое чудовище, а потом он ему ка-а-ак даст... Короче, все кончается хорошо, а Ноно попадает в компанию пилотов-Топлесс, где со второй серии ее ждут приключения вселенского масштаба.
На вид «Дайбастер» напоминает FLCL -другую известнейшую работу Цурумаки-ре-жиссера. Сериал выглядит современно и изящно, особенно красивы иллюстрации к эндингу от талантливого художника Ока-мы (см. также http://okama.nicomi.com/ artlllust.html в японской части Интернета). «Дайбастер» делался добротно и задорого, во всех шести эпизодах стабильное высокое качество анимации. В саундтреке встречаются вариации на темы из классического «Ганбастера». Надо сказать, что «Дайбастер» почему-то был недооценен мировым зрителем.
Он заслуживает большей известности и любви, и все-таки, будучи сериалом по-гайнаксовски сильным, он не дотягивает до уровня того же FLCL, сравнения с которым так и напрашиваются. Видно, FLCL был новым, оригинальным проектом. Туда можно было напихать любой бредятины - хоть робота с телевизором вместо башки, хоть гигантский утюг посреди города - и показывать это под нежный инди-рок от группы The Pillows. «Дайбастер» бредов только наполовину, вторая половина - наследство классического «Ганбастера».
Если бы авторы оборвали связующие нити и отпустили фантазию в свободный полет - сериал стал бы еще напряженнее, сложнее и лучше. Разовьем мысль: возможно, лучшей моделью функционирования студии Gainax была бы следующая: поместить студию в идеальную непроницаемую сферу с двумя отверстиями. В одно подавать пиццу и кофе, а из другого забирать аниме. Тогда, ведомые только внутренним чувством стиля, они бы разом превзошли и самих себя, и всех остальных.
В России сериал «Дайбастер» публикует на трех дисках воронежская компания «Реа-нимедиа». Помните, когда мы рассказывали о «Меланхолии Харухи Судзумии», то две страницы без устали нахваливали дубляж и даже выложили на диск русскоязычный опенинг? Так вот, дубляж «Дайбастера» мы нахваливать не будем, потому что на этот раз на нашем диске - половина первой серии с опе-нингом и эндингом, все на русском языке и с русскими титрами.
В нашем ролике значительно хуже качество картинки, да и звук не 5.1, а всего лишь первобытное стерео. Но все равно, обязательно посмотрите, и вы сами убедитесь, что перевод и работа актеров, как всегда у компании, превосходны. Ни один другой российский издатель не может достичь столь высокого уровня, который стабильно показывает «Реанимедиа».
Дата размещения: 13-11-2014, 14:02