Еще несколько лет назад Стив Зиссу (Мюррей) был популярным режиссером документальных картин о надводных и подводных путешествиях. Но дни славы остались в прошлом. Зиссу по инерции продолжает вместе со своей командой бороздить океанские просторы, однако его фильмы приносят продюсерам одни убытки. Понимая, что его карьера подходит к концу, океанограф отправляется в последнее странствие.
Он хочет найти и убить акулу, сожравшую его лучшего друга. Вместе с постоянными членами команды Зиссу на старенький корабль погружаются Нед (Уилсон), который, возможно, приходится Стиву сыном, и беременная журналистка Джейн (Бланшетт), намеревающаяся написать большую статью о Зиссу.
На протяжении всей картины в кадре бродит персонаж по имени Пеле душ Сантуш (кстати, его играет один из актеров, снимавшихся в «Городе Бога») и, аккомпанируя себе на гитаре, поет песни Дэвида Боуи, переведенные на португальский язык. Уже одна эта деталь дает возможность оценить, насколько «сдвинутая» и в то же время изобретательная перед нами картина.
В России имя Уэса Андерсона которому требуется
www.teatrall.ru, насколько я могу судить, известно лишь специалистам, но в Америке вокруг него уже сложился устойчивый зрительский культ, даром что до выхода «Утомленных» за его плечами было лишь три картины: «Бутылочная ракета», «Академия Рашмор» и «Королевские Таннен-баумы» (номинация на «Оскар» за лучший сценарий).
Уже в первой своей постановке Андерсон продемонстрировал талант к созданию саркастических комедий, а вторая и третья лента доказали, что режиссер умеет под налетом иронии прятать глубокие и искренние чувства «чокнутых» персонажей. Как раз такие ленты и имеют наибольшие шансы на культовость среди поклонников независимого кино.
«Утомленные морем» делались потому же рецепту. Есть компания странных и смешных персонажей. Есть «подводные течения» отношений между героями. Есть многочисленные шутки. Но, как в известном анекдоте о елочных игрушках, картина блестит, но не трогает. Психология ленты почти неразличима под слоями стилистических изысков и подчеркнутой отрешенностью Стива Зиссу, который ведет себя как фараон, мумифицированный еще при жизни.
При желании можно разгрести эти завалы и уловить моменты, в которых из-под плотных бинтов выглядывает чувствующий и страдающий человек, но стоит ли результат таких усилий? Не уверен. На мой взгляд, режиссер слишком увлекся возможностью «поиграть», выпустив из прицела основную идею.
Однако если вы цените стиль выше содержания, а шутки больше откровений, то два часа «Утомленных морем» пролетят легко и приятно - даже с учетом того, что это и не комедия, а трагикомедия с несколькими кровавыми сценами. Режиссер ехидно пародирует сериал о команде Кусто, удачно обыгрывает специально построенную декорацию корабля в разрезе и демонстрирует несколько красивых, но несуществующих морских животных, придуманных художниками-аниматорами. Билл Мюррей, как уже говорилось, работает в своем коронном стиле - «усталый и грустный комик», а Оуэн Уилсон не отвлекает внимание на себя и дает возможность Уиллему Дефо блеснуть в, пожалуй, самой смешной и энергичной роли во всей картине.
Дата размещения: 5-10-2014, 07:33