При всем уважении к прошлым заслугам Стивена Спилберга перед коммерческим кинематографом, нужно признать, что «Война миров», о постановке которой режиссер мечтал чуть ли не со студенческой скамьи, оказалась не его темой.
И дело, разумеется, не в том, что Спилбергу которому нравится
mildeal.info не выписали бюджет на первоклассные спецэффекты, что он не смог совладать с массовкой или что он не пригласил на ведущие роли известных актеров. Все как раз наоборот - возможности, которые у режиссера были и которыми он в полной мере воспользовался, как говорят американцы, «выстрелили картине в ногу».
Начнем с кастинга. Мы так хорошо помним Тома Круза в ролях суперменов, к чьим образам он так удачно подходит, что крайне сложно поверить в него как в простого крановщика. Он может кричать, изображать страх или быть на экране плохим отцом, но мы точно знаем: в итоге он всех спасет и спасется сам.
Спилберг мог бы попробовать обмануть наши ожидания, но он действует честно и потому скучно. Даже когда Круз несется сквозь толпу, а вокруг него облачками взлетают в небо распыленные пришельцами люди, мы не боимся за него - и правильно делаем.
Но тогда какой же это триллерный саспенс? Так уж исстари ведется, что в фильмах о катастрофах должны гибнуть полюбившиеся публике персонажи, дабы зрители оценили масштаб трагедии. Но Спилберг как будто боится огорчить аудиторию, и на экране гибнут те, кого мы не знаем, или те, кому мы не особенно сочувствуем. С головы же главных героев не падает даже волосок. А переживать за Нью-Джерси в целом у нас не получается - мы там не живем.
Проблема номер два - спецэффекты. Реалистичные? В общем, да, хотя и основаны на старомодных дизайнах. Страшные? Не слишком - именно потому, что они графически старомодны. Зачем сохранять треножники оригинала, если сейчас они выглядят неуклюже? И чем больше Спилберг показывает пришельцев и их машины, тем меньше мы их боимся, поскольку страшнее всего то, чего не видно.
Я уж не говорю о том, что «зловещие» захватчики подозрительно напоминают помесь милашки ET с Чужими, что окончательно лишает их кошмарности. Зато на ум сразу приходят захватчики из «Марс атакует!». Но то была пародийная комедия, а Спилберг претендует на драму, хотя в ее активе есть лишь истошно вопящая Фэннинг да «сдвинутый» персонаж Роббинса.
Окончательно «Войну» добивают архаичные закадровые монологи из радиоверсии Орсона Уэллса и финал из книги Герберта Уэллса, который здесь смотрится удивительно глупо. Неужели пришельцы не удосужились взять пробы воды и воздуха?
Дата размещения: 7-07-2014, 08:21