У современных «мультимедийных вселенных» разбираться становится все сложнее и сложнее, и «Королевская битва» - превосходный тому пример. В романе Косюна Таками сюжет свой, особенный (кстати, это произведение - привычная нам книга, а не популярные «легкие новеллы»). По книге был создан, во-первых, фильм, где изменили завязку, поправили концовку и подредактировали персонажей, и, во-вторых, манга, которую по сценарию Таками рисовал художник Масаюки Тагути.
Тут сюжет расширили на 15 томов, а героев превратили из «обычных школьников» в ярких и запоминающихся личностей. В довершение всех бед, существует американизированная адаптация манги, где происходящее представлено как кровавое телешоу а-ля «Бегущий человек». И это даже не вспоминая о продолжениях. У человека, не знакомого с темой,от такого разнообразия голова кругом идет. Но мы сейчас все разложим по полочкам.
В 1999-м, когда Косюн Таками только опубликовал свою книгу, шум из-за нее поднялся неимоверный. Будь это сколь угодно остросоциальная сатира или неочевидная аллегория - никто не захочет публиковать книгу о том, как школьники убивают друг друга. Об одних только скандалах, связанных с «Королевской битвой», можно написать диссертацию: как только в классах по любую сторону Тихого океана случалась трагедия (а это происходит, к сожалению, не так редко), власти дальновидно возлагали вину не на себя и не на общество, а, скажем, на поп-культуру. Ведь это так удобно: достаточно запретить что-нибудь и сделать вид, что проблема решена.
Фильм «Королевская битва» вышел на экраны в 2000 году и имел широкий резонанс по всему миру. Параллельно с показом фильма (а если быть точным, за месяц до премьеры) началась публикация манги, которая со временем превратилась в самостоятельное произведение. Косюн Таками говорил, что в его романе персонажи - обычные школьники, у которых нет каких-то особых примет, ярких увлечений или способностей. Ну, школьники как школьники. Даже в фильме режиссера Киндзи Фукасаку самый запоминающийся персонаж - учитель Китано (роль исполняет актер Такеси Китано). К ман-ге авторы подошли совсем по-другому.
Итак: обычный класс обычной японской средней школы оказывается на заброшенном острове. На всех них - ошейники со взрывчаткой, учитель-садист раздает оружие. Правила игры просты: в живых останется кто-то один; если в течение 24 часов никто не погибает, взрослые взрывают все ошейники. Дети по одному покидают зал, и история готова принять крутой оборот...
Но вместо того чтобы крутить человеческий фарш в ручной мясорубке, как это смачно делали киношники, ман-гака жмет на «паузу». Отлично, говорит он, но кем были эти дети вчера? Неделю, месяц назад? Чем они интересовались, к чему стремились? Что происходит у них в головах, почему один из них вдруг стреляет из арбалета в башку соседу? Нет, в манге предостаточно кишок наружу, мозгов навыворот и, чтобы мало не казалось, грубого и грязного секса - она явно рассчитана на читателя старше восемнадцати лет.
Но во всей этой вакханалии главные герои остаются нормальными, обычными людьми, которых мы вполне могли бы встретить сегодня на улице. В экстремальных ситуациях испытанию подвергаются их самые святые ценности и убеждения, и интересно узнать, не «кто кого», а как поведут себя вот эти люди в непредсказуемых обстоятельствах «королевской битвы». Что бы вы ни думали, эта манга на самом деле об отношениях между людьми: она показывает, какие из них построены на глупости, лени и вранье, а какие - на настоящих ценностях, способных выдержать серьезные испытания.
Первые пару томов это еще не очень заметно - такое ощущение, что авторы хотят побыстрее отправить в расход побольше статистов. Но начиная с потрясающей истории Синдзи Мимуры в шестом-седьмом томах и дальше вплоть до самого финала «Королевская битва» - одна из наиболее серьезных манга-историй, которые вы когда-либо увидите. А необычный стиль рисования Масаюки Та-гути к последним томам становится гораздо более профессиональным и впечатляющим, что еще сильнее накаляет атмосферу.
В России «Королевскую битву» издает неторопливая компания «Сакура-пресс». Недавно вышел первый том, и если работа над мангой пойдет так же медленно, как над «Ран-мой 1/2», то вся публикация может занять года этак четыре. Манга напечатана зеркально и читается как нормальная российская книга, слева направо. Надо отдать компании должное: российское издание сохраняет верность духу японского оригинала и полностью игнорирует самодеятельность американских переводчиков.
В издании от «Сакуры-пресс» вы увидите «Королевскую битву» именно такой, какой ее задумывали авторы-японцы, без малейшего намека на цензуру (не зря все-таки возрастное ограничение напечатано крупным шрифтом на обеих сторонах обложки). На фоне всяких нарут и бличей, «Королевская битва» - редкая, по-взрослому серьезная и драматичная манга, которая не боится говорить о жизни и в самых прекрасных, и в самых отвратительных ее проявлениях. Совершенно точно, это один из лучших манга-сериалов, когда-либо выходивших на русском языке.
Дата размещения: 25-06-2014, 11:38