Touhou (он же Touhou Project, он же Project Shrine Maiden, он же jfcJjProject) - это, наверное, самая популярная вселенная... среди никому не известных. Ты слышишь это название на форумах, от друзей и косплееров, видишь прекрасные иллюстрации и даже слышишь легенды об аниме, которое якобы где-то существует. В то же время найти упоминание о Touhou (произносится «Тохо») в официальных источниках, новостных лентах, даже в нашем «Банзае!» решительно невозможно.
Как же это так? Должна быть какая-то причина, по которой из шестидесяти тысяч ани-мешных иллюстраций на http://moe. imouto. org одной только Touhou посвящено около двух тысяч картинок - больше, чем... да больше всего! На втором месте там, кстати, Code Geass с одной тысячей. Но мы все-таки знаем, откуда взялась эта сумасшедшая (или, по крайней мере, кажущаяся сумасшедшей) популярность, и мы сейчас все расскажем.
Отсутствие в официальных каналах информации о Touhou объясняется очень просто. Дело в том, что Touhou - это огромная, самобытная, очень известная, но все-таки любительская вселенная, придуманная отаку ради удовольствия - собственного и своих товарищей. На Touhou не зарабатывают деньги -или, по крайней мере, зарабатывают отнюдь не так много, как могли бы.
Это цикл компьютерных игр, по которым не делают консольные версии, мангу, аниме и новеллы - а они, вопреки всему, остаются популярны. Невероятно успешный любительский проект стартовал в 1996 году, когда кружок Amusement Makers выпустил первую игру в сериале Touhou для японского персонального компьютера NEC PC-9801.
Надо сказать, что производство этого компьютера началось еще в восьмидесятые, и в середине девяностых PC-98 доживал последние дни (а сегодня он уже на том свете, но игры для него можно запустить через эмулятор). Первая игра с названием Highly Responsive to Prayers была чем-то средним между «Арканоидом» и вертикальным скролшутером. Вторая оказалась обычным скролшутером, третья - versus-шутером на двух человек, четвертая и пятая развивали идеи предшественниц и формировали волшебную вселенную Touhou.
И лишь в 2002-м, после того как PC-98 отправился вслед за птицей додо, сериал Touhou перебрался на персональные компьютеры. Именно на PC вышла шестая часть, The Embodiment of Scarlet Devil, которая была значительно лучше предыдущих и по внешнему виду, и по неочевидным внутренним качествам.
Стиль Touhou сформировался окончательно. Герои сериала - симпатичные девочки, которые вместе с демонами из традиционного японского фольклора (они же «ёкай») обитают в изолированной от цивилизации части нашего мира.
И случаются у них в этой части постоянные приключения, ибо демоны любят пошалить, а девочки вроде как должны за ними присматривать. Начиная с шестой части все последующие игры Touhou - маньячные вертикальные скролшутеры, представители редкого жанра, для которого в России нет даже общепринятого названия.
В любой Touhou героиня (какая именно - зависит от выбора игрока) летит снизу вверх и из своего волшебного оружия расстреливает вылетающих из-за края экрана демонов - сотни демонов, выпускающих тысячи ответных магических снарядов! В Японии этот жанр называется «данмаку» (состоит из иероглифов «пуля» и «занавес»), в Америке - bullet hell («огнестрельный ад»).
Вся суть, вся изюминка игры не в том, чтобы метко подбивать врагов (это как раз неважно, твои атаки нередко даже наводятся автоматически), а в том, чтобы умело уклоняться от тысяч чужих снарядов, выживать в невозможных ситуациях, когда, казалось бы, весь экран заполнен пулями. Снаряды бывают разных цветов и размеров, они расходятся по экрану, образуя причудливые узоры, неожиданно меняют скорость и направление движения... Сказать, что Touhou - сложные игры, значит ничего не сказать.
Они чудовищно, нечеловечески сложны, и нормальный парень, привыкший к Killzone 2 и Gears of War, с удивлением обнаружит, что даже на минимальной сложности намертво застревает на втором-третьем уровне. В каждой игре нужно понять систему бонусов и апгрейдов, научиться зарабатывать дополнительные жизни и разобраться в атаках наиболее коварных противников - а разнообразные, интересные боссы занимают обычно около половины игрового времени.
Высочайшая сложность, возможность записывать лучшие прохождения, огромное количество интересных боссов и персонажей, совершенная механика, которая обсчитывает попадания с точностью до пикселя, - вот признаки любой игры сериала. Мы думаем, что именно эти слагаемые обеспечили любительскому проекту Touhou его нынешнюю популярность.
Разработчик Touhou,энигматичный ZUN (это один человек, а не компания) занимается своим делом уже почти полтора десятка лет и достиг в нем совершенства, а другие энтузиасты, кажется, заразились его страстью. В главной японской тусовке отаку - в «Коми-кете» - в прошлом году приняло участие 35 тысяч любительских кружков, причем 885 из них представляли проекты, созданные по мотивам Touhou!
Фанаты трудятся не покладая рук, и именно Touhou вдохновляет многих японских художников-любителей на создание потрясающих иллюстраций, причем любимицами публики часто становятся не главные героини, а какой-нибудь особо симпатичный второй босс четвертого уровня, чье время жизни на экране составляет в среднем секунд двадцать-тридцать.
В прошлом году сноровистые энтузиасты сделали даже любительское аниме по Touhou - и все это на некоммерческих началах, просто из интереса. Наверное, Touhou так навсегда и останется любительским проектом. ZUN (который человек, а не компания) и сам, кажется, удивлен сегодняшней популярностью Touhou.
Он надеется, что его работа останется некоммерческой. Он специально просит других творцов внимательно относиться к Touhou, не зарабатывать на ней денег, каким бы сильным ни было искушение. Вполне вероятно, что широкая публика так никогда и не узнает об этом странном мире летающих девочек-жриц, которым поклоняется огромное количество японцев-отаку.
Дата размещения: 8-10-2013, 09:54