ЛЕСТНИЦА В НЕБОЧеловека издревле тянет залезть повыше, неважно, идет ли речь о социальном положении или о ландшафтном дизайне. Высоко сижу, далеко гляжу — кто сверху, тот ближе к небу. Неудивительно, что горы в мировой культуре часто обладают особым религиозным подтекстом: древнегреческие боги жили на Олимпе, а Моисей получал 10 заповедей на горе Синай. Сверкающая на солнце вершина изначально считалась местом, не предназначенным для простого смертного. Возможно, именно это и послужило причиной неугасаемой страсти людей к альпинизму, ведь покорить гору значит выйти за отпущенные тебе рамки, прикоснуться к чему-то большему.
Не так давно, в 1992 году, археологи сделали ошеломляющее открытие. В одном из ледников на высоте 3000 метров над уровнем моря нашли замерзшую мумию homo sapiens (возраст около 5000 лет). На вопрос о том, что наш далекий предок забыл в таком неприспособленном для жизни месте, ученые разводят руками и предлагают много разных версий. Одна из них: он решил залезть на гору, но неудачно.
БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ - БУКАШКА, А С БУМАЖКОЙ - ЧЕЛОВЕК!Как бы то ни было, но пример нашего предка никого ничему не научил. Каждый год на склонах в разных частях земного шара гибнут десятки людей, и, скорее всего, так было с начала времен. До нас дошло множество свидетельств успешных восхождений — как во времена античности, так и в Средневековье. Среди замеченных в покорении вершин было немало великих людей - римский император Адриан, Петрарка, Леонардо да Винчи. Но все это были скорее отдельные попытки, нежели сложившаяся тенденция. Перелом произошел в XIX веке, когда интерес человечества к миру вокруг стал развиваться в геометрической прогрессии.
Привычка ходить в горы вошла в моду в Европе, и, разумеется, главной мишенью всех страждущих стали Альпы. Уже само слово «альпинизм» подчеркивает уникальное спортивное и историческое значение живописной горной гряды, протянувшейся на 1200 км сквозь добрую половину стран Старого Света. Как ни странно, но первую скрипку играли англичане, что с географической точки зрения ничем, кроме как нелепостью, не назовешь. Однако когда Альпийский клуб в Лондоне собрал под свои знамена лучших восходителей империи, они выдали ударную десятилетку, известную как золотой век этого вида спорта. В период с 1854-го по 1865 год подданным Ее Величества удалось впервые покорить все основные альпийские вершины, включая Монблан.
Важная оговорка: первовосходителями считаются те, чей результат был официально задокументирован. А тут у помешанных на спорте британцев Викторианской эпохи равных не было. Совершив один за другим целый ряд восхождений и зафиксировав свой успех в ряде протоколов, эти джентльмены разом убрали всех конкурентов.
ВСЕ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ!Именно тогда сформировался так называемый альпийский стиль восхождения, при котором атлет тащит снаряжение на своем горбу. Позднее, уже в XX веке, когда мировому сообществу наскучило продираться к вожделенным изумрудным пикам сквозь плотные шеренги отборных коров и все бросились штурмовать высокогорья в Азии, появился гималайский стиль. Дело в том, что даже выдающаяся физическая подготовка не позволяет отдельному человеку просто взять и вскарабкаться на восьмитысячник. Покорение такой горы обычно занимает у экспедиции профессионалов порядка двух месяцев. Атака тщательно планируется и продвигается волнами: сначала отрезок пути, затем возведение лагеря, потом отступление. Подобная стратегия позволяет организму акклиматизироваться и пусть с трудом, но выдерживать нагрузки (если попытаться подняться на восьмитысячник одним махом,очень вероятен летальный исход). Помимо самих восходителей всегда есть группа поддержки, снабжающая лагеря провизией и кислородным оборудованием (на высоте 4—5 тысяч метров начинается кислородное голодание) и позволяющая главным героям сосредоточиться непосредственно на битве с горой.
Само собой, такая сложная схема была найдена далеко не сразу, да и подходящее оборудование еще нужно было изобрести. Но врожденный героизм отсутствием технологий не остановишь, и смельчаки шли вверх с тем, что было. Так, например, на Эверест (по-тибетски — Джомолунгма) первое официальное восхождение было совершено только в 1953-м Тэнцингом Норгэем и Эдмундом Хил-лари, а ведь штурмовали его всю первую половину XX века. Кто-то останавливался на полпути, многие погибли. О некоторых до сих пор спорят, как о Джордже Мэллори и Эндрю Ирвине. Считается, что в 1933 году они достигли отметки 8600 м (высота горы — 8850 м), а некоторые факты даже свидетельствуют, что смерть настигла их уже при спуске с вершины.
ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛПротивостояние человека и гигантской каменной глыбы — готовый конфликт для художественного произведения. Триумф высоты изображали на холсте и воспевали в стихах. Разумеется, кинематограф тоже не мог обойти вниманием столь интересное явление. В одержимой идеей подвига и величия фашистской Германии горный фильм разросся до масштабов целого жанра. Отцом-основателем национальной любви к киношным альпийским вершинам был Арнольд Фанк, а, возможно, наиболее ярким фильмом про восхождения истинных арийцев стал его «Белый ад Пиц-Палю», поставленный совместно с другим выдающимся немцем, Георгом Вильгельмом Папстом который часто заказывал.
И хотя на традиции тогдашних немецких молодоженов — попытаться во время медового месяца покорить непроходимый склон Пиц-Палю, унесший не одну жизнь,— сейчас без улыбки не взглянешь, картина поражает редкой для своего времени живописностью. Расчет был филигранно точен: если долго чередовать крупные планы суровых, но красивых лиц с горной грядой, то постепенно начинаешь верить, что перед нами выпестованные доктором Геббельсом сверхлюди. Во всяком случае когда в кадре появляется великая и ужасная Лени Риффеншталь, сомнений точно не остается. (Кстати совсем недавно интерес к картине снова подогрелся, благодаря известному ценителю классики Квентину Тарантино, раз пять упомянувшему этот немой шедевр в своих «Бесславных ублюдках».)
К сожалению, за невольно послужившими нацистской пропаганде величественными хребтами закрепилась дурная слава, и после стремительного старта в их отношениях с кино наступило похолодание.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА!В нашем отечестве героическую тему высокогорья Борис Дуров и Станислав Говорухин застолбили лишь в 1966-м (многочисленные киношедевры стран Кавказа в расчет не берем: горы там служили естественной декорацией, а не символом преодоления). Но едва ли «Вертикаль» осталась бы в народной памяти, если б не Высоцкий и две его песни. Это он раз и навсегда объяснил, что же делать, «если друг оказался вдруг...», и научил восходителей будущих поколений немного завидовать «тем — другим, у которых вершина еще впереди». Сам Владимир Семенович был чужд походному времяпрепровождению и впервые оказался в горах как раз на съемках, но, судя по неувядающей актуальности его строк, сразу же успел все прочувствовать. Позднее советский волк из мультфильма «Ну, погоди!» на своей шкуре узнавал, что такое лавина, а главные британские сыщики отечественного разлива Василий Ливанов и Виталий Соломин в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» ловко избегали камнепадов, но «Вертикаль» так и осталась высочайшей точкой отечественного киноальпинизма.
В 90-е бум на альпинизм начался и в Голливуде. Пропаганду возглавил лично Сильвестр Сталлоне. В «Скалолазе» он ронял в пропасть женщин, доставал с вершин чемоданы с деньгами и крушил залетевших на свою беду в горы террористов. Но главное — на зависть Человеку-пауку умудрялся абсолютно комфортно существовать на отвесных стенах и тающих от глобального потепления ледниках. По закону подлости Слаю, сделавшему на этот фильм серьезную ставку (пара его предыдущих лент не особо оправдала себя финансово), пришлось выполнять кое-какие трюки самому. Ключевые моменты были на совести профессионалов, но даже за более скромные с точки зрения каскадерского мастерства эпизоды человека с врожденной боязнью высоты стоит как минимум уважать.
ЦАРЬ ГОРЫСледом за ним свой альпеншток расчехлил Брэд Питт в картине «Семь лет в Тибете». И вроде бы все карты были у него в руках (Гималаи намного круче хребта Колорадо с его максимумом в 4000 м), но там, где перекачанный гид-Сталлоне честно воевал с особенностями земного рельефа, наш белокурый и голубоглазый спортсмен поспешил все бросить и в обнимку с далай-ламой погрузиться в самопознание.
В пестром боевике «Миссия невыполнима 2» Том Круз проводит отпуск, карабкаясь по отвесным склонам Гранд-Каньона вовсе без снаряжения. Идея такова, что даже если кроссовки суперагента скользят на зыбкой поверхности, он покорит любую высоту голыми руками. Примерно в том же ключе тема альпинизма охвачена во второй «Ларе Крофт: Расхитительнице гробниц». Анджелина Джоли и Джерард Батлер порхают по отвесной стене, какдраконоподобные ящеры-экраны из «Ава-тара». Они даже умудряются вести прицельный огонь, болтаясь на страховке вверх ногами. И это в экранизации культовой компьютерной игрушки, почти целиком построенной на разных аспектах скалолазания!
Но вот когда поп-культура стала всерьез поворачиваться к столь благородному занятию задом, на спасение имиджа альпинизма вовремя бросился голливудский авангард. Лазить по стенам принялись Люси Лью, Эшли Джадд и Дженнифер Коннелли. Выяснилось, что даже степенный Клинт Иствуд по молодости не раз пытался состязаться с гравитацией при помощи страховок и крючков. Наша альпинистская школа по праву считается одной из сильнейших в мире, поэтому логично, что нашлись и отечественные звезды, увлекающиеся этим видом спорта (например, Тутта Ларсен и Григорий Антипенко).
И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ!Если кто из кинематографистов в нулевые и отнесся к горам с уважением, то это Питер Джексон в своей трилогии. Во «Властелине колец: Возвращении Короля» его уставшие хоббиты кряхтят и мерзнут по дороге в Мордор, ночуют на крошечной «полке» над обрывом и ведут себя крайне нервно (акклиматизация проходит слишком быстро). Однако главный экранный образ альпинистов нашего времени неожиданно пришел из клиповой среды. Видео Йорна Хайтманна на песню Ohne Dich группы Rammstein снова закрепило за архетипи-ческой картинкой «небритые мужики лезут в гору» заслуженный ореол героизма.
И неважно, что практически все вершины уже покорены, а законы потребления добрались даже до Эвереста (местные умельцы давно организуют групповые коммерческие восхождения с гидами — цена вопроса 50000 «зеленых»). Сама идея не умрет никогда. Профессионалы прокладывают все новые маршруты и преодолевают ранее считавшиеся непроходимыми склоны. Альпинисты подразделяются на скалолазов, ледолазов, универсалов, высотников и устраивают бесконечные состязания. И пока внутри человека звучит этот зов приключений, его битва с безмолвными каменными великанами не закончится никогда.
Автор текста: Павел Прядкин
Дата размещения: 31-03-2012, 18:52