ВСЕ НА СВЕТЕ СДЕЛАНО В КИТАЕ. УШУПоднебесная тысячелетиями служила осевым центром азиатского региона и подарила человеческой цивилизации не одно великое изобретение. Далеко не последним среди них стало ушу, также известное на Западе как кунг-фу. У нас в стране под термином «ушу» часто понимается исключительно гимнастический комплекс, где, выделывая нечеловеческие прыжки и попутно размахивая копьем, атлеты дают прикурить даже Алине Кабаевой. На самом деле в это понятие входят все разновидности традиционных китайских единоборств. Например, сейчас помимо описанного выше ушутаолу широко распространено сань-шоу (полноконтактные спарринги) и шуайцзяо (борьба). Бренд «кунг-фу» появился на Западе уже в XX веке в результате, по всей видимости, очередных трудностей перевода. На китайском языке «кунг-фу» означает примерно что-то типа «отточенное мастерство», причем совершенно не обязательно боевое. Зародившись в замкнутом пространстве шаолиньских монастырей более тысячи лет тому назад, ушу постепенно покорило весь мир, а в 70-е годы XX века сумело заодно взять на абордаж и голубой экран.
Главным действующим лицом этой культурной революции суждено было стать Брюсу Ли. Его фильмы «Кулак ярости» (1972) и «Путь дракона» (1972) буквально взорвали массовое сознание. Конечно, на Тайване и в Гонконге трюковая кинопродукция подобной тематики существовала и до Маленького Дракона, но речь-то шла о безоговорочном успехе на Западе, где раньше и «ки-я!» никто толком сказать не мог. Молчаливому, суровому, хладнокровному супермену хотелось подражать, и жадные до восточных приемчиков массы ринулись в кинотеатры и спортзалы. Даже загадочная смерть (по официальной версии — аллергия на обезболивающее) великого мастера уже не могла ничего изменить: эстафету подхватили Дэвид Кэррадайн в США и Джеки Чан с Само Хунгом сначала в Азии, потом и во всем мире. Из ныне здравствующих киногероев наиболее заслуженным ушуистом по праву считается Джет Ли. С 11 лет он выступал за сборную КНР и завоевывал чемпионские титулы, побеждая даже взрослых бойцов. Во время показательного турне китайских спортсменов по миру его феноменальные выступления с мечом дао отметил сам Ричард Никсон. Кстати, за всю свою жизнь Ли ни разу не воспользовался кулаками в разрешении конфликтных ситуаций, предпочитая разбираться исключительно на словах. Как говорилось в его фильме «Герой» (2002), «высшее достижение воина — отсутствие меча и в руке, и в душе». В общем, если в единоборствах для вас не последнюю роль играют красота и изящество, учитесь искусству ушу.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ! АЙКИДОЕсли же вы по натуре флегматичны и крайне миролюбивы, обратите внимание на этот боевой стиль. Основной его философский принцип заключается фактически в отказе от нападения и в отсутствии даже малейшей агрессии к внешним раздражителям. Вот только тем, кто ошибочно примет такое добродушие за слабость, крепко не поздоровится. Благодаря завораживающе плавным, но в то же время молниеносным движениям мастер с бесстрастностью фокусника обращает энергию противника против него самого и лишает его равновесия, уходя от столкновения (ключевая цель айкидо — не бороться с «деструктивными маятниками» по их волчьим правилам, а предоставить им возможность пролететь мимо, и желательно куда подальше). Иными словами, чем более рьяно недоброжелатели рвутся начистить вам физиономию, тем скорее они сливаются с окружающим пейзажем (утыкаются в свежеокрашенные заборы, скатываются с лестниц и отмокают в грязных лужах). Собственно, бить никого и не обязательно, хотя самый известный айкидока мирового кино Стивен Сигал частенько придает дополнительное ускорение просвистевшему мимо злу хорошим пинком. Главный завет великого учителя Морихэя Уэсибы, основавшего в 20-е годы XX века эту замечательную школу самообороны,— всегда оставаться спокойным и бесстрастным. Но наш вам добрый совет: не перебарщивайте! Полная отстраненность от окружающего мира современному человеку не к лицу. Если не верите, изучите на досуге знаменитую карту эмоций Стивена Сигала.
МЯГКОЕ ПОБЕЖДАЕТ ТВЕРДОЕ. ДЗЮДОДзюдо, или в дословном переводе «путь мягкости», — боевое искусство, ставящее во главу угла броски и болевые приемы. Сформулировав его основные принципы, создатель новой борьбы Дзигоро Кано старался противопоставить свою школу старому воинскому наследию тогдашней Страны восходящего солнца (в 80-е годы XIX века японцы начали сильно оглядываться на Запад, и традиционное самурайское кендо стремительно вышло из моды как варварское). Но при всей его прогрессивности и гуманности, недооценивать его боевую мощь не стоит. Как показывает практика, в тех же боях без правил в противостоянии ударной техники и борьбы победителем выходит, как правило, последняя. Получив пару раз по физиономии (тут главное — эти пару раз выдержать), мастер проводит бросок или захват и уже в лежачем положении доводит дело до сверхболевого удержания и, как следствие, капитуляции противника.
Неудивительно, что подобная «мягкость» пришлась по душе великому множеству самых разных людей, от Гая Ритчи до Владимира Путина. Что же касается собственно кино, то глубже, чем Куросава в картине «Гений дзюдо» (или «Легенда о великом мастере дзюдо», 1943), в духовную суть боевого стиля никто проникнуть так и не смог, хотя в Японии ремейки, точнее сказать, другие экранизации этого романа Цунэо Томиты, следовали один за другим. Сам фильм обязателен к просмотру не только дзюдоистам, но и просто интересующимся культурой Востока.
ДАВАЙТЕ ПОТАНЦУЕМ! КАПОЭЙРАЕсли вы привыкли двигаться в такт музыке, не чужды акробатики и вас не пугает слово «хореография», не проходите мимо. Эта гремучая смесь из танца и боевого искусства зародилась в укромных уголках Бразилии в результате смешения индейской и африканской культур (португальские конкистадоры, тогдашние хозяева морей, как известно, активно завозили чернокожих рабов в Латинскую Америку). Сейчас подавляющее большинство спортсменов практикуют бесконтактную капоэйру, а сама техническая дисциплина вплотную приблизилась к системе координат фигурного катания (показательные выступления под заранее утвержденную музыку). Но при всей внешней экзотичности эффективность этих бронебойных па трудно переоценить. Если не верите, посмотрите трансляции международных поединков среди бойцов смешанных стилей. Валуевообразные великаны частенько теряются и проигрывают всухую, оказавшись на ринге с попрыгунчиком, то и дело переходящим на акробатическое колесо. В полной мере ощутить всю смертоносность этого пластического великолепия на экране можно, включив любой экшн с Уэсли Снайпсом. Среди актеров он — настоящий эксперт капоэйры, и именно поэтому его Блэйд вышел самым проворным и гибким из супергероев последнего времени.
По иронии судьбы в фильме «Только сильнейшие» (1993) — наиболее известной картине, целиком посвященной бразильской боевой технике,— главную роль сыграл не Снайпс, хотя его карьера уже вовсю набирала обороты, а известный универсал Марк Дакаскос, тяготеющий все же к китайским и филиппинским единоборствам. Красиво снятые занятия на пляже под бодрую перкуссию с этническим душком запросто спод-вигнут впечатлительного зрителя поискать в Google адрес ближайшей школы. Редкий случай: фильм смело можно рекомендовать к просмотру не только любителям отрабатывать мах ногой в обществе зеркала и поклонникам трэша начала 90-х. Вопреки стереотипам у сценариста «Кровавого спорта» (1988) Шелдона Леттича получился не очередной боевик класса «Б», а довольно милое семейное кино о взрослении и пользе гимнастических упражнений на морском берегу.
С КРИКОМ «КИ-Я!» И УДАРОМ НОГИ... КАРАТЕЭто боевое искусство зародилось на Окинаве, куда переселенцы из Китая завезли родное ушу, приблизительно в XVII веке. Хитрые островитяне ассимилировали бесценные традиции Поднебесной и переделали их на свой лад. Позднее, уже в XX веке, карате распространилось по всей Японии и год от года продолжало множить число своих последователей. Популярность была такова, что во время золотого века боевиков класса «Б» их без разбора стали называть карате-фильмами. Никого, в сущности, не волновало, что далеко не все звезды жанра исповедовали окинавский стиль.
Главным каратистом экрана стал Чак Норрис (кстати, начинал он с таэквондо) — многократный чемпион мира, сколотивший на своем увлечении неплохой бизнес. Открывая десятки школ по всей территории США и активно снимаясь в беспроигрышных для того времени шаблонных картинах о крутых парнях, он становится фактически преемником Брюса Ли в трудном деле пропаганды восточных единоборств (их совместный бой в фильме «Путь дракона» признан лучшим в истории кино). Будучи в отличие от великого Брюса стопроцентным янки, Чаки легче вписывался в поп-культуру и не был обременен азиатским немногословием.
Ему очень шел глуповатый, но обаятельный мачизм. Отвечая на удар по морде улыбкой и фразой «И это ты называешь ударом?», усатый блондин разом располагал к себе благодарную аудиторию. И, конечно, многие бросались покупать кимоно и записываться на занятия. А уж когда один за одним на арене стали появляться Жан-Клод Ван Дамм («Кровавый спорт», 1988, «Двойной удар», 1991), Дольф Лундгрен («Разборки в маленьком Токио», 1991, «Универсальный солдат», 1992, с тем же Ван Даммом) и Дон «Дракон» Уилсон ну и на других онлайн кинотеатрах в интернете, по миру пошла настоящая истерия. В разных точках земного шара стала появляться масса сенсеев-инструкторов, прошедших стажировку в Японии, и карате повсеместно получило крепкую образовательную базу. Наша страна тоже исключением не стала, поэтому сейчас, спустя много лет, записаться копытным мастерам, скажем, кекусинкай не составит труда. Дерзайте.
ПУТИ ДРАКОНА НЕИСПОВЕДИМЫС ностальгией вспоминая эффект от первой встречи с «шедеврами» жанра, приходится констатировать, что время их не пощадило. В наши дни эти фильмы с удовольствием пересматривают лишь фанаты трэша 80-х или маньяки-синефилы, из тех, кто подобно Тарантино («Убить Билла» едва не начал перезагрузку жанра в нулевые), наизусть знает почти все боевики студии братьев Шо. Но, даже перейдя в андеграунд, такое кино потихоньку продолжает жить. Одна за другой появляются комедии с Джеки Чаном, недавно по всему миру гремел анимационный блокбастер
«Кунг-фу Панда» (2008), а братья (или все-таки брат и сестра?) Вачовски спро-дюсировали забавный, но неуклюжий экшн «Ниндзя-убийца» (2009). Наши кинематографисты тоже стараются не отставать. Висели же когда-то на отечественных стенах постеры с боевыми стойками Николая Еременко-мл. и Дмитрия Певцова! Вдогонку прошлогодней ленте «Путь» с реальными монахами Шаолиня скоро появится «Пятая казнь» с абсолютным чемпионом по боям без правил Федором Емельяненко и дюже падким на российские бюджеты Майклом Мэдсеном.
БУДЬ КРУЧЕ!Ну и напоследок давайте разберемся, какой же стиль все-таки круче. На кино тут ориентироваться бесполезно — большинство легендарных кинобойцов не поленились овладеть сразу несколькими техниками. Но ведь помимо перечисленных видов есть еще корейское таэквондо, тайский муай тай, вьетнамское вьетводао... К тому же внутри магистральных боевых искусств существует множество стилей и подвидов - каждый заслуженный учитель норовит дать своей методике новое название. Все как в старом анекдоте про американских новобранцев, которым капрал объяснил, что теперь они не белые и черные, а зеленые, и те принялись делиться на светло-зеленых и темно-зеленых. Тот же Джеки Чан неоднократно заявлял, что, обучаясь разным техникам, постоянно испытывал дежа-вю: «Суть не меняется, большинство мастеров лишь придумывают некоторые детали, например проводят руку по слегка другой дуге».
Короче, переживать и теряться не стоит, надо просто прийти в зал и начать свой долгожданный путь к гармонии. Как выразился Джет Ли, «ушу, карате, таэквондо и прочие искусства — всего лишь разные аспекты одного и того же, и правильный выбор —дело вкуса каждого. Это как чай и апельсиновый сок — можно до хрипоты выяснять, что лучше, хотя они оба отлично утоляют жажду»
Автор текста: Павел ПРЯДКИН, по материалам журнала КИНО ПАРКДата размещения: 30-03-2012, 07:33