Вы говорили, что впервые были в Москве в 1992-м, когда вас позвали на ММКФ...Да, они привезли фильм португальского режиссера, но перепутали имена и вместо самого португальского режиссера позвали бельгийского, то есть меня. Организация тогда была несколько хаотичной. Только прилетев в Москву, я узнал, что мой фильм на фестиваль так и не попал. И поскольку обратный рейс был только через три дня, все это время я просто гулял по городу. Тогда у вас как раз открывался «Макдоналдс», и я видел эту огромную очередь на целый квартал. С тех пор, конечно, многое изменилось. Очередей больше нет.
Мне вообще кажется, что туту вас за каждый год проходит пять лет — так быстро все развивается. Ваш предыдущий фильм вышел 14 лет назад. И вы говорили, что долго готовились к съемкам «Господина Никто»...
Да, около десяти лет. Чем занимались все это время?Шесть лет ушло на сценарий. Причем я старался работать каждый день. Ну, вы знаете, есть писатели, которые сочиняют по роману в месяц, а у Достоевского, например, на это могло уйти до десяти лет. Так же и сценаристы. Кто-то готовит по сценарию в год, но я так не могу. Если то, что я делаю, выходит слишком линейным или слишком простым, то через пару месяцев мне становится невыносимо скучно. Да, в киношколах учат, что сначала ты пишешь синопсис на пятнадцати страницах, потом расширяешь историю до сорока страниц, потом добавляешь диалоги и получаешь сто двадцать страниц. Но я ненавижу писать, когда знаю, куда это все движется. Мне нравится начинать с нуля.
И как это происходит?Я записываю на карточки маленькие идейки и складываю их в коробки, куда потом добавляю все новые и новые карточки, не представляя, что получится в итоге. Я просто собираю вещи, которые хотел бы показать в своем фильме. Постепенно какие-то идеи начинают друг с другом перекликаться, из них складываются первые кусочки истории. Тогда я беру все карточки и раскладываю по трем столам: «Первый акт», «Второй акт» и «Третий акт». Потом пытаюсь как-то организовать их между собой. И когда вижу, что получается цельная история, сажусь и записываю ее. Обычно выходит плохо. Тогда я снова расписываю все по карточкам, какие-то из них выкидываю, какие-то добавляю, меняю порядок... Это я проделываю 10-15 раз, пока не начинает получаться что-то стоящее. Мне кажется, такой подход привносит в работу нелинейность. Линейную историю можно соотнести с реальностью, а такую — с фантазиями и мечтами. Это как Люмьер и Мельес. Когда мы смотрим «Прибытие поезда», мы говорим себе: «Это реальность». А смотря «Путешествие на Луну», понимаем: это что-то другое.
И что такое тогда ваш третий фильм — «Господин Никто»?Ну... он безумный. Экспериментальный. Мне было интересно понять, как далеко я могу зайти как режиссер, чтобы рассказать историю. Я хотел сломать привычные правила, по каким рассказываются истории. Сломать привычные понятия о режиссуре. И каждый раз, когда я ломал эти правила, я понимал, что предела не существует.
То есть вы понимали, что можете пойти еще дальше?Именно. Когда мы решили, что у нас будет три основных цвета — история Элизы в голубом, Анны в красном, а Джин в желтом, — мой художник по декорациям все спрашивала: вы уверены в этом? Уверены, что эта девушка должна быть в синем платье и в доме с синими стенами? Не будет ли это чересчур? А потом мы поняли, что могли пойти даже еще дальше. Итак, шесть лет ушло на сценарий, а что вы делали еще четыре года?
Часть времени мы искали финансирование.
Сколько стоил фильм?40 миллионов евро.
Можно ли будет это kinodonor.ru?Конечно, в интернете сейчас можно всё посмотреть бесплатно... (улыбается)
Это ведь очень много для европейского проекта?Да, это много. Особенно для экспериментального европейского проекта. Ведь это не экшн и не комедия. Мне очень, очень повезло.
А откуда эти деньги? Из Европы?Из Бельгии, Франции, Германии и Канады. В принципе фильм можно было бы сделать и с меньшим бюджетом, но это было бы другое кино.
Как вы делали сцены с космическим кораблем и городом будущего?У меня был художник-мультипликатор, который нарисовал весь этот город. Еще у меня была группа людей, которые исследовали научную сторону вопроса: как в будущем люди будут жить, есть, спать. Так что там была часть художественная и часть научная. Перед началом съемок к нам также присоединился арт-директор и специалисты по спецэффектам.
Почему вы сняли фильм на английском?Для разнообразия. Предыдущие две ленты были на французском. Впрочем, это пошло истории на пользу: герой вынужден делать выбор между Англией и Америкой, и контраст между двумя его жизнями получается куда более значительным, чем если бы он выбирал между Бельгией и Францией. Ну и кроме прочего, я не привязан к какому-то одному языку. Моя мать говорит на фламандском, отец на французском, рос я в Германии... Думаю, поэтому я и предпочитаю изъясняться в кино при помощи изображения, а не слов.
И на скольких языках вы говорите?На французском, фламандском, немецком и английском. В Бельгии ведь три государственных языка. А английский - он универсальный.
Как вы относитесь к новым технологиям в кино?Сейчас начинающие кинематографисты могут снять фильм на любительскую камеру и загрузить его в интернет, что дает искусству дополнительную свободу. При этом существует индустрия, которая, наоборот, делает технологии более тяжелыми и дорогими, чтобы обеспечить их эксклюзивность. Как это, например, происходит с 3D. Ты не можешь снять 3D на маленькую камеру, но при этом ничто не мешает тебе снять на эту маленькую камеру фильм не менее волнующий и интересный. И вообще мне кажется, что в сетевых короткометражках куда больше новизны.
То есть вам не нравятся голливудские блокба стеры?Они как игрушка. На них интересно посмотреть, но ничего нового в дело рассказывания историй они не привносят. Мне кажется, людям вроде вас эти новые дорогие технологии только на руку: с их помощью вы можете перенести на экран все, что возникает в вашем воображении.
Я недавно говорил с Вимом Вендерсом, который сейчас снимает фильм про танцоров в 3D, и он сказал, что танцы в 3D выглядят потрясающе. Так что 3D хорошо не только для блокбастеров, но и для самых разных фильмов. В этом смысле да, технологии идут на пользу всем. Но я в первую очередь заинтересован в том, чтобы киноязык развивался. Потому мне кажется, что тут важнее не дорогие голливудские технологии, а как раз доступные и легкие.
И последний вопрос. А вы правда клоуном начинали?Мне и сейчас иногда случается им работать. Например, в прошлом году я поставил клоунаду. Но это все, конечно, сильно отличается оттого, чем я в кино занимаюсь.
Интервью: Елена ТИХОНОВА
Дата размещения: 29-03-2012, 13:38