Ник Перумов, к сожалению, пошел по пятому кругу писать одно и то же. Жонглирует названиями городов, рас, заклинаний, но суть не меняется совершенно.
Фэн-тези как фэнтези - очень похоже на новеллиза-ции компьютерных игр или цикл Dragon Lance. По-моему, в последние годы у него хорошо идет только тема Империи - тогда из-под пера выходит по-настоящему хороший, яркий, образный текст. Видимо, было искренне очень, от души.
А тут Империи нет, поэтому все уныло и искусственно. Напротив, Лукьяненко (после бессмысленного «Последнего дозора» и совершенно обычной дилогии «Черновик-Чистовик») прямо-таки родил новый «Лабиринт отражений». Добрая, самоироничная и какая-то очень... свежая и полная простой житейской правды книга.
Читаешь - и чувствуешь, что ее писал умный человек с чувством юмора, который все понимает и о себе, и о читателях, и о фэнтези, и о мире вокруг себя. Собственно, о том, что многие знают, только вот сказать не могут. А у него получается. И все равно от этой небрежности и ироничности становится как-то совсем обидно за будущее классической фэнтези.
Заодно посмотрел сериалы The Legend of the Seeker (по мотивам «Правил волшебника» Гуд-кайнда) и Battlestar Galactica. Интересно, ничего не скажешь, но не отменяет простого факта: нормальных космоопер,равно как и нормального классического фэнтези ни в кино, ни в телевизоре почти нет. Экранизируют обычно вещи, где космический корабль - один, и девять десятых экранного времени можно снимать в павильоне. Люди ходят, разговаривают - драма! Или, наоборот, делают фильмы, где бравые вояки летают на истребителе, лучи во все стороны - зрелищно!
В обоих случаях мир, показанный на экране, совершенно нежизнеспособен. Понимаешь, что стоит отойти в сторону от главных героев на два шага -туда, где нет камеры, как сразу все развалится. После просмотра той же Battlestar Galactica складывается ощущение, будто герои отправились на большой пикник - собрали корабли и начали кружить вокруг родной планеты туда-сюда, туда-сюда. В этих декорациях, конечно, удобно разыгрывать драму о религии и смысле жизни. Но к фантастике имеет очень мало отношения.
То же самое - в The Legend of the Seeker. Герои путешествуют по миру - от королевства к королевству (по карте -так вовсе тысячи километров!) - но кажется, что они ходят кругами по одному и тому же лесу. Всегда можно вернуться к самому началу путешествия за пять минут, и всегда можно добежать до замка темного властелина (специальное место для съемок финала) - тоже за пять минут. Вот вам и все местное средиземье.
Понятно, конечно, что BSG - ни капли не военный сериал, и никого особенно не заботили классы боевых кораблей, вооружение, тактика в бою (все это как будто взято из представлений школьной учительницы из американской глубинки, посмотревшей в детстве «Звездные войны», а в зрелом возрасте - выпуски новостей о войне в Персидском заливе), но можно ведь было хоть капельку его более рациональным сделать.
Чтобы был не только Джон Локк, но и хотя бы немного еще Джек Шепард. Для сравнения, в «Вавило-не-5» мир был большой, объемный и настоящий. Или в том же «Властелине колец». Но, как подсказывают ценители, и Толкиен, и Стражинский по-настоящему жили своими произведениями, продумывали их мельчайшие детали в течение долгих лет. Сейчас такие энтузиасты как будто повывелись - примерно как драконы и волшебники.
Дело отнюдь не в российских авторах: заходишь в американский Borders, и там сплошь прямолинейное героическое фэнтези и Терри Прат-четт. И бродишь от полки к полке в надежде найти не трэш и не стеб. К счастью, с литературой дела обстоят все же гораздо лучше, чем с кино и телесериалами: все-таки, есть книги на любой вкус. Но хочется ведь не только текст, но еще и картинку. Вы можете подумать, будто фантастический и фэнтезийный антураж я ценю больше, чем содержание произведения. Но, честное слово, откуда вообще взялся этот выбор «либо-либо»?
Почему нельзя разыгрывать драму в правильных, не картонных декорациях? Что самое любопытное, найти недостающую картинку в наше время проще не в кино, а в играх. В этом смысле Mass Effect, Dragon Age: Origins, «Ведьмак», Fallout незаменимы. Да, они могут не выдерживать сравнения с аналогичной литературой (по художественным качествам текстам, сюжету, персонажам), но конкурентов среди кинолент и сериалов у них практически нет.
Можно, конечно, сделать и еще более грустный вывод: в наше время никому не нужны ни фэнтези с эльфами и гномами, ни космическая фантастика, ни киберпанк, ни даже более модный стимпанк. Ровно по той же причине, по которой в какой-то момент исчезли приключенческие романы о пиратах и путешественниках. Но тогда появляется еще один вопрос: а что пришло им на смену?
Дата размещения: 18-11-2013, 08:53