Случаются запоминающиеся дни на работе... спросите хоть Кейт Уинслет, незаменимую участницу звездного актерского состава острой, как бритва, комедии Романа Полански «Резня». «Ах да, сцена, где меня рвет, - улыбается она. - Действительно, незабываемый день.» Не желая портить вам впечатление от одной из самых неприятных и тошнотворных сцен мирового кино с тех пор, как в 1983 году Линда Блэр метала харчи в «Экзорцисте», все же заметим, что наша дорогая и любимая мисс Уинслет котороя содержит
aplayweb.ru, этот стойкий оловянный солдатик, сыграла превосходно.
В «Резне» она исполняет роль инвестиционного брокера Нэнси Коуэн, грозной и прекрасной половины влиятельной семейной пары (ее муж Алан, которого играет Кристоф Вальц, - преуспевающий юрист). Их сына обвиняют в избиении другого мальчика, и в ходе обсуждения этого неприятного инцидента с родителями «жертвы», крайне серьезной, пассивно-агрессивной либеральной дамой Пенелопой Лонг-стрит (Джоди Фостер) и ее мужем, обычным парнем Майклом (Джон Си Райли), Коуэны переворачивают вверх дном всю их квартиру.
Вежливая, предельно политкорректная дискуссия по поводу драки на детской площадке перерастает в двенадцатираундовый словесный бой, в котором каждый изо всех сил старается нокаутировать противника. Налет вежливости слетает с четверых внешне процветающих, обеспеченных людей, обнажая полный набор скрытых предрассудков, которые только и ждали подходящего случая, чтобы всплыть на поверхность.
И уж поверьте, всплывают там не только предрассудки. Достаточно сказать, что после изрядной порции виски под домашний пирог Нэнси становится решительно не по себе. В результате Уинслет не успевает добежать до туалета и заблевывает выложенную Пенелопой на кофейный столик драгоценную коллекцию книг по искусству. Очень смешная сцена, как, впрочем, и все остальное в блестящей комедии нравов, снятой Полански.
«Как ни странно, на экране меня рвало только во второй раз. Впервые это произошло в маленькой сцене во второй серии "Милдред Пирс", - размышляет Уинслет, которую нам удалось поймать во время Венецианского кинофестиваля, где состоялась мировая премьера "Резни". - Но здесь мне пришлось бы набирать полный рот рвоты, что было невозможно. Не вдаваясь в детали, скажу, что мы использовали крайне сложное оборудование и очень хитрые компьютерные эффекты».
«В этот "рвотный" день на площадку как раз приехали мои дети, так они с тех пор только об этом и говорят. На площадке весь день жутко воняло. Я приехала домой и обнаружила рвоту между пальцами, в волосах, в общем, повсюду. Снимая эту сцену, мы буквально умирали со смеху. Французская писательница Яс-мина Реза вместе с Полански написала сценарий по своей пьесе "Le Dieu Du Carnage" («Бог резни»), которая пользовалась успехом на Бродвее и в Уэст-Энде. Сюжет обманчиво прост: богатенькие Коуэны наносят визит Лонгстри-там, чтобы обсудить инцидент на детской площадке, в ходе которой их одиннадцатилетний отпрыск так врезал Лонгстриту-младшему, что рассек тому губу и сломал зуб.
Сначала Коуэны раскаиваются, признавая вину сына и предлагая оплатить счета за лечение. Но затем проявляются предубеждения (в либералке Пенелопе с первого взгляда просыпается неприязнь к «акуле юриспруденции» в исполнении Вальца), и начинается свистопляска. «Мне знакомы политические игрища на школьных игровых площадках, - говорит Уинслет, у которой двое детей. -Там масса своих сложностей, нелепых и просто смешных моментов. Самое интересное, что конфликт начинается с детской драки, но очень быстро переходит в совершенно иную плоскость. Именно это мне больше всего нравится в сюжете - он очень реальный и в то же время непредсказуемый. Ты думаешь, что смотришь фильм одного жанра, и тут он превращается в нечто совершенно другое».
Действие пьесы происходило в Париже, но Полански перенес его в Бруклин, хотя, по иронии судьбы, фильм снимался в Бри-сюр-Марн, предместье французской столицы, в которой живет режиссер. Для Уинслет, как и для трех других звезд первой величины, искушение поработать с Полан-ски было слишком сильным, чтобы отказаться. «Когда Полански приглашает тебя в свой проект, такое предложение отклонить нельзя, - говорит она. - К тому же сценарий был просто выдающийся. Я была на спектакле в Нью-Йорке, так что меня уже можно было записывать в горячие поклонницы пьесы. Я была на седьмом небе от того, что меня пригласили сниматься в фильме».
Тем не менее мысль о том, что ей предстоит работать с Полански, тревожила Уинслет. «Все мы в хорошем смысле слова трепетали от того, что нам предстоит перенести на экран такое замечательное произведение, да еще и под руководством великого Романа Полански. Думаю, нас можно было понять. Мы всего лишь люди и вполне способны с ужасом думать о том, что для этой задачи у нас слишком мало опыта. Этот естественный общий страх объединил нас с самого начала. А когда начались съемки, выяснилось, что методы работы у нас очень схожие. Мы часто делились идеями и прогнозами, типа "как ты думаешь, чем мы будем заниматься завтра?"». С определенной долей иронии По-лански утверждал, что ему никогда прежде не приходилось работать с актерами, которые абсолютно не соперничали между собой.
Скромняга Райли был просто в шоке от звонка режиссера и перспективы сыграть вместе с тремя обладателями «Оскаров». «Я считал, что мне жутко повезло. Когда позвонил Роман, я поднял челюсть с пола и немедленно согласился. А страшно мне стало потом, и чем дальше, тем становилось страшнее. Смогу ли я сыграть не хуже актера, исполнявшего эту роль в пьесе? Достоин ли я чести работать с Полан-ски? Достоин ли я чести работать со всеми этими актерами? А потом приезжаешь на съемки, и в первый же день до тебя доходит, что страхи страхами, а работать надо. Начинаешь вкалывать, а стоит сосредоточиться на работе - и сразу становится легче. Шесть недель мы не выходили из квартиры, но от этого напряженного труда я получил огромное удовольствие».
Пьеса, попавшая не в те руки, и на экране осталась не более чем телеспектаклем, однако «Резня» - очаровательный, забавный и в высшей степени кинематографичный фильм. Именно фильм, а не что-то иное. В своем творчестве, от «Тупика» и «Отвращения» до «Пианиста» и «Призрака», Полан-ски очень любил изучать деградацию человеческих характеров в замкнутом окружении. В «Резне» обычная квартира превращается в поле битвы не менее кровавое, чем сражение на Сомме. Девяносто минут в реальном времени пролетают незаметно. Режиссер дает полную волю своим актерам, и попытка обеих пар наладить отношения выливается в пьяный скандал.
Американская киноакадемия обожает такие построенные на актерской игре фильмы. И это отнюдь не сомнительный комплимент - так и должно быть! Трудно выделить кого-то из четырех актеров, все они достойны друг друга и, что самое главное, никто из них не является слабым звеном. По-лански тщательно прорабатывает детали. Действие фильма полностью происходит в квартире, и обе пары не выходят из нее (в начале драка показана дальним планом), но адвокату то и дело названивают по мобильному, а мать Майка Лонгстрита звонит ему на домашний. «На самом деле звонил Роман, - рассказывает Райли. - Когда я разговариваю с мамой, реально я говорю с ним. Он играет мою маму. Вот настолько он внимателен к деталям».
Само собой, Фостер, будучи режиссером, каждый день с восхищением наблюдала за тем, что делал на площадке Полански. «Собственно режиссурой он в основном занимался на репетициях, а когда начались сами съемки, основное внимание уделялось движению камеры. В техническом отношении он великий мастер, и у него свой собственный, ни на кого не похожий стиль. Он работает очень последовательно: расставляет отметки, размещает камеру и наблюдает за процессом через свой маленький видоискатель - весь исцарапанный, я таких уже лет двадцать не видела! С ним он еще "Нож в воде" снимал».
Поле битвы - то есть, простите, квартира - тоже была проработана до мельчайших деталей. Да, это декорация, возведенная в съемочном павильоне, но когда после двух недель репетиций впервые прозвучала команда «Мотор!», актерам она уже казалась абсолютно реальной. Чтобы все было абсолютно достоверным, по распоряжению Полански даже еду доставляли самолетами из Бруклина.
«Квартира - это само совершенство, - рассказывает Вальц. - За время репетиций мне стало казаться, что я там живу. Она была бесподобно обставлена, причем безо всякой бутафории: в холодильнике реальные продукты для семьи из четырех человек где-то на три -три с половиной дня, все розетки рабочие, вода из кранов течет, туалет функционирует, приемник - и тот на нужную радиостанцию настроен! Так что я очень быстро забыл, что это декорации, и чувствовал, как будто нахожусь в квартире Лонгстритов. Я даже критиковал ее, словно реальную квартиру, типа: "А что это за африканская дрянь такая у вас тут на стене?"»
И хотя поначалу все четверо изрядно нервничали, домой они вернулись под сильным впечатлением от работы с Полански. «Господи, да что тут скажешь? Он просто гений, вот и все! - выпаливает Уинслет. - Столько энергии, такой невероятный профессионализм, такое внимание к каждой детали!» Райли согласен с тем, что в свои 78 лет режиссер, который подарил нам «Китайский квартал», остается грандиозным мастером своего дела и не знает устали. «Он был старше всех актеров, но всегда последним говорил: "Ладно, пора по домам". В перерывах все пьют кофе, чтобы хоть чуть-чуть подзарядиться, а Роман сделает зарядочку и скачет по студии, не терпится ему начать следующую сцену. Изумительный человек!»
И все же у нас остался один вопрос: что же такое все-таки было в той столь натурально выглядевшей блевотине? «Да как вам сказать. в общем, рвотные массы были изготовлены по рецепту Романа, - сообщает Вальц. - Такой уж Роман человек, для него главное - детали...»
Дата размещения: 14-10-2012, 21:21