Два главных киногероя Великобритании, которых знают, пожалуй, все без исключения: Джеймс Бонд и Мистер Бин. Между ними, кроме гражданства и первой буквы фамилии, нет ничего общего; но оба - квинтэссенция английского характера.
В 2003 году из этих двух ингредиентов смешали отличный коктейль - фильм «Агент Джонни Инглиш» это не всем известные а комедия; в сентябре в прокат выходит пусть и запоздалое, но долгожданное продолжение, которое получилось местами более серьезным, чем первая часть, но от этого в целом не менее смешным.
После блистательного и чрезвычайно позорного провала операции в Мозамбике Джонни Инглиш вынужденно покидает ряды суперагентов и отправляется работать над собой в далекий монастырь в Тибете. Там он тренирует выдержку и спокойствие, оттачивает мастерство боевого искусства и учится игнорировать боль. Тем временем в Лондоне становится известно о плане покушения на премьер-министра Китая, и информатор готов делиться подробностями только и исключительно с Джонни.
В срочном порядке его восстанавливают в должности - и начинается его тернистый путь к спасению если не всего человечества, то хотя бы одной человеческой жизни. По пути он - не без помощи юного и куда более сообразительного помощника Та-кера - раскрывает заговор предателей из ЦРУ, КГБ и MI7. И даже если катастрофа неизбежна, то провал невозможен.
Новый фильм про Джонни Инглиша - это идеальные пропорции Бонда и Бина, «взболтать, но не смешивать». Он не такой дурашливый, как первая часть - в конце концов, прошло порядочно времени, и эти восемь лет сказались не только на сюжете, но и на исполнителе главной роли, Роуэне Аткинсоне. Его новое мотто - «С возрастом приходит мудрость» -периодически дает о себе знать, и от этого юмор становится еще точнее и вернее.
Режиссер фильма Оливер Паркер говорит: «Мне интереснее всего было найти баланс между инспектором Клузо из "Розовой Пантеры" - я имею в виду героя Питера Селлер-са, конечно - и между настоящим Джеймсом Бондом. Этот баланс и есть настоящий Джонни Инглиш, как его вижу я. Инспектор Бонд или Джеймс Клузо. Чтобы не путаться, давайте просто: Бонд. Джонни Бонд».
Роуэн Аткинсон согласен с такой позицией: «Суть, само существо комичности Джонни заключается в том, что он не настолько хорош, насколько он думает. Юмор находится именно в этой пропасти между его представлением о себе и реальностью: он думает, что умеет управлять вертолетом, и он вроде как умеет, но до определенного предела. В этом фильме юмор стал немного тоньше - вертолет все-таки взлетает и летит, но как!»
Кроме вертолета, в фильме полно типично «бон-довской» амуниции: стреляющие ручки, убивающие фотоаппараты, пуленепробиваемые зонты и, разумеется, великолепная машина и головокружительные гонки. У Роуэна Аткинсона и в реальной жизни очень нежные отношения с быстрыми гоночными автомобилями: на интервью он пришел с загипсованной правой рукой, так как за неделю до этого улетел в кювет на своем спортивном «Макларе-не»: «Мне уже лучше, спасибо, и плечо почти не болит.
Правда, приходится всем пожимать левую руку... А вот "Макларен" мой несколько нездоров, но он все равно поправится». В фильме в качестве машины суперагента было решено использовать не надоевший «Астон-Мартин» - который, кстати, в оригинальных книгах никогда не был машиной Бонда, - а роскошный «Роллс-Ройс Фантом».
В таком же, но со стеклянной крышей, из церкви во дворец ехали со своей свадьбы Принц Уильям и Кейт Миддлтон; такой же «Роллс-Ройс» несколько лет назад принадлежал и самому Роуэну. Он настоял, чтобы для съемок в автомобиль установили настоящий девятилитровый двигатель, но увидеть его в действии зрителям не доведется. «Мы думали, как разнообразить типичную сцену с гонками. В первом фильме это гонки на эвакуируемой машине; здесь же мне захотелось использовать инвалидную коляску». Идея Роуэна сработала: было изготовлено четыре специально оборудованные «гоночные» инвалидные коляски, способные развивать скорость до 65 км/ч.
Страховая компания и студия Universal были решительно против, но актер настоял на своем и почти все трюки для этой сцены выполнял сам. «Конечно, никто не предполагал, что это будет сам Роуэн, но его нельзя удержать в стороне от любого средства передвижения. Мы просто махнули на него рукой и пустили его делать, что он хочет, пока страховая компания отвернулась.
К тому же дело происходит на Пэлл-Мэлл, около Бу-кингемского дворца, и изначально нам дали всего два часа на съемки. Два часа - это вообще ничто, и только тот факт, что Аткинсон - это не меньшее национальное достояние, чем сам дворец, отвоевал нам в итоге целый день». Оливер Паркер признает, что заменить Роуэна дублером было бы весьма непросто, так как все тело актера задействовано в его комедийном представлении.
«В фильме есть сцена со снегоходом в Альпах - мы специально арендовали спуски недалеко от дома Роуэна (у него там есть небольшой домик), чтобы он мог погонять по горам сам - опять же, разумеется, пока студия не видит».
Опасные гонки, взрывы, высокотехнологичные приспособления, коварный заговор, бабушка-киллер с автоматом, замаскированным под пылесос, и набор клюшек для гольфа - это непременные атрибуты шпионского фильма, но Джонни Инглиш не был бы настоящим агентом, не будь рядом прекрасной
девушки. Кейт Самнер, специалист по чтению лиц, блондинка, красавица и умница - и играет ее Розамунд Пайк.
Многообещающая британская актриса, помимо ролей в «Гордости и Предубеждении», «Воспитании чувств» и «Сделано в Дагенхэме», сыграла девушку Бонда по имени Миранда Фрост в «Умри, но не сейчас». «Мне решительно не понравился первый "Джонни Инглиш". Это была плохая пародия на Бонда, и когда мне предложили роль во второй части, я совершенно не хотела этого делать.
Но потом я прочитала сценарий, и он напомнил мне Флеминга в лучших традициях - сцены с вертолетом или на поле для гольфа. Это триллер, серьезный фильм, в котором все актеры ведут себя так, будто они правда снимают обычное продолжение "бондианы", но вместо Бонда им подсунули Роуэна, и получается такой серьезный фарс. Очень убедительно. Поэтому я и согласилась - стало интересно.
Ну и к тому же мне захотелось еще раз пережить опыт девушки Бонда и вернуться в прошлое. "Умри, но не сейчас" снимался в 2001 году, десять лет назад - и столько всего за эти десять лет изменилось». Изменилось и правда многое - хотя бы то, что Миранда Фрост была «плохой» девушкой, а Кейт Самнер - положительная героиня. «Пожалуй, я предпочитаю роли "хороших" девушек. В настоящей жизни я довольно отрицательный персонаж, и играть кого-то более положительного мне просто интереснее - дальше от реальности».
Но «Агент Джонни Инглиш. Перезагрузка» - это все-таки комедия, и комедия отменная. Оливеру Паркеру и Роуэну Аткинсону удалось вывести юмор в условное пространство 3D - когда механика смеха в каждой сцене работает по-своему. От первой части здесь остались нелепые, пародийные курьезы, которые так не по душе Розамунд Пайк - вроде сцен, в которых Джонни принимает маму главы MI7 за убийцу и от души колотит ее по голове подносом на глазах у пятилетней внучки.
От более взрослого, более зрелого Джонни, прошедшего тренировки в Тибете, здесь есть масса сцен, которые вызывают облегченный смех с подтекстом «ну наконец-то хоть что-то ему удалось!» Но все-таки лучшие сцены - и в этом Оливер, Роуэн и Розамунд абсолютно единодушны - это те сцены, которые держит на себе комедийный талант Аткинсона.
Представьте себе: секретное совещание по безопасности, глава MI7, суперагенты, министр обороны, премьер-министр и Джонни Инглиш, который не может совладать с подъемным механизмом стула в лучших традициях мистера Бина... Впрочем, на этом все: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Дата размещения: 2-10-2012, 11:22