Кристофер Нолан впервые взялся за камеру в восемь лет - он тогда жил в Чикаго с родителями. Экспроприировав отцовскую восьмимиллиметровку. крошка Нолан стал снимать приключения пластмассовых человечков и взрывать их в детском космолете при помощи фейерверка.
Почти 30 лет спустя он вернулся в Чикаго с камерой в руках. Правда, на сей раз это не пленочная «старушка», а сверхчеткая IMAX-камера: ключевые эпизоды фильма «Темный рыцарь» будут снимать именно ей. Опять запланированы взрывы, но уже посерьезнее. Например, взорвут реальный пятиэтажный дом на окраине города. Кроме того, на одной из центральных улиц собираются перевернуть 18-колесный автотрейлер. Но это пока что в планах, а сегодня Нолан исхитрился перегородить сердце чикагского делового квартала - улицу Ла-Салле. Здесь разыграют тщательно срежиссированную панику: во время отпевания в церкви начнется пальба, толпа бросится врассыпную. Кого отпевают? Все держится в строжайшем секрете, но по увитому венками портрету можно предположить, что преставилась весьма важная персона.
Героическая съемочная группа вежливо, но твердо ведет переговоры с раздраженными обитателями квартала и уламывает «злющих» (по словам одного из помощников Нолана) полицейских. Параллельно приходится координировать действия массовки, состоящей из сотни добровольцев: с первыми выстрелами они должны вжаться в стены, завопить от боли и завизжать от ужаса.
Накануне, спустя пару часов после того, как корреспондент EMPIRE приземлился в аэропорту О'Хар, по центру Чикаго пронесся страшный, разрушительный смерч, мгновенно превративший ясный полдень в темную ночь. Никто бы не удивился, если бы выяснилось, что это светопреставление тоже устроил Нолан. Его ставки высоки, как никогда. Впервые в жизни он снимает сиквел. А сиквел - это значит больше, лучше, сложнее, быстрее и, само собой, мрачнее. Гораздо мрачнее. «Бэтмен: Начало» стал одной из лучших экранизаций комиксов за всю историю и спас франшизу. Теперь режиссеру Нолану нужно превзойти самого себя. «Иначе и заморачиваться незачем, - резонно считает он. - А так есть хорошая мотивация. Достойный масштаб задачи».
Вообще ходят слухи, что сначала Кристофер хотел снимать мультфильмы, такие как
multgubkabob.ru или ему подобные. Но жизнь распорядилась с Кристофером иначе. Ещё один интересный момент, что Кристофер Нолан очень любил смотреть онлайн бесплатно мультфильмы и сейчас любит.
Гонконг. Ночь. Брюс Уйэн в черных доспехах примостился на карнизе подсвеченного неоном небоскреба. Он нахлобучивает двурогий шлем Бэтмена, достает здоровенную угловатую винтовку и гелевой дробиной (похожее на соплю блестящее вещество содержит маленькую часовую бомбу) стреляет в окно соседней офисной башни. Спрыгивает с карниза и на «крыльях» черного плаща из парашютной ткани устремляется к своей мишени. Окно взрывается, летят осколки. Темный рыцарь является на сцену под аплодисменты публики. Аплодисментами служат ему пистолетные выстрелы, а публикой - разъяренные охранники.
«Ну как? - спрашивает Нолан. - Что думаете?» Что я думаю? Я начинаю верить, что люди могут летать.
Вся эта сцена снимается с реального небоскреба. «Начало» по большей части было сделано в павильоне, а «Темный рыцарь», наоборот, верен натуре. Генеральный принцип - все должно выглядеть настолько реалистично, насколько это вообще возможно - соблюден целиком и полностью, браво.
А теперь забежим вперед. Спустя восемь месяцев и один день после беспорядков, учиненных на улице Ла-Салле, режиссер Нолан приглашает корреспондента EMPIRE в свой калифорнийский дом в пригороде Бербанка, где он трудится над монтажом «Темного рыцаря». Разговариваем во дворике под навесом; Нолан в отличном расположении духа - спокоен и уверен в себе. «Все идет прекрасно. Мы уже заканчиваем, выходим, так сказать, на финишную прямую... Экшен-эпизоды просто потрясающие, колоссальные, ничего подобного вы не видели» - если это и шутка, то лишь отчасти.
Несмотря на успех «Начала» и очевидный намек на продолжение в финале, именно от этого режиссера, автора фильма «Помни» и патентованного экспериментатора, довольно странно слышать о предпринятом им возвращении на уже изведанную территорию. Предпринятом хоть и добровольно, а все же по настойчивому приглашению студии. Ведь сиквел подразумевает множество ограничений - как с этим быть свободному художнику?
«Это как посмотреть, - почесывает Нолан небритый подбородок. - Ограничения есть в том смысле, что есть определенные ожидания, и им надо соответствовать. Даже превосходить их. Это первый в моей жизни фильм, построенный абсолютно линейно. Но для меня это не ограничение: я понял, что только так и можно продолжать «Начало». Вообще, от массы ограничений сиквел как раз освобождает. Когда материал новый, ты вынужден объяснять, кто есть кто. Это неизбежно, и бывает, что на это уходит треть фильма. Сиквел ничего подобного не требует - можно сразу приступать к делу». И для Нолана, и для исполнителя главной роли Кристиана Бэйла очень важно, что Бэтмен в «Темном рыцаре» -это уже очень продвинутый Бэтмен. Из калифорнийского пригорода возвращаемся назад в Чикаго - на съемочную площадку, где мы беседуем с валлийским актером Бэйлом. Он сидит, подперев подбородок и уставившись в пол. На каждый вопрос отвечает вдумчиво и неторопливо, забавно гнусавя на американский манер. Его герой, как утверждает Нолан, это «несколько более зрелый Уэйн. Он не стремится к той силе, которую пытался заполучить в «Начале». Этой силой он уже обладает, так что умонастроение у него совершенно другое и задачи - тоже. Он должен сохранить свою силу, не растерять ее. Он должен почувствовать ответственность перед окружающими, которые нуждаются в нем даже больше, чем раньше. Он ни на что такое не рассчитывал. Собирался вести спокойную жизнь - насколько это возможно. А тут... Ему никуда не деться, понимаете?»
Ради большей свободы сюжетного маневра Нолан ввел в игру несколько новых персонажей. Мы уже знакомы с романтической барышней Рэйчел Дэйвс (на место Кэти Холмс, у которой случились накладки с графиком, заступила Мэгги Джилленхол), лейтенантом полиции Джеймсом Гордоном (Гэри Олдман), саркастическим дворецким Альфредом (Майкл Кейн) и главой корпорации «Уэйн Энтерпрайз» Люциусом Фоксом (Морган Фримен). Теперь в компанию влились прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт), мафиозный босс Сэл Марони (Эрик Роберте) и Джокер (Хит Леджер).
Главная сила «Начала» была в том, что его сюжет -впервые за всю историю бэтменианы - закручивался именно вокруг Бэтмена, не отвлекаясь на колоритных негодяев. Обычно в фильмах по комиксам негодяев чересчур много, и это едва ли не самый существенный их, фильмов, недостаток.
«Тут весь вопрос в качестве. - вносит ясность Нолан. -Если сиквел сделан плохо, всегда можно забросать его авторов гнилыми помидорами и пнуть за толпу лишних персонажей. А если все работает - будь то второй «Крестный отец» или «Империя наносит ответный удар». - никто не жалуется. Нужно стараться как-то расширять действие и делать это по возможности хорошо. С точки зрения жанра у первого фильма был сильный привкус нуара. Второй мы строили по законам городской криминальной истории, даже эпопеи. А чем полотно шире, тем больше требуется лиц, чтобы его заполнить. Публике нравится, когда в криминальном сюжете много кто задействован: и преступники, и полиция, и ее добровольные помощники, и бедняки, и богачи. Такие фильмы отлично делает Майкл Манн. Надеюсь, и у нас выйдет нечто вроде «Жары». Тут Нолан улыбается и добавляет: «Только еще и с безумным клоуном, который носится туда-сюда». Это он про Джокера, которого сыграл Хит Леджер. «Наш Джокер, тот Джокер, сыгранный Хитом, рожден абсолютным хаосом. Тем он и страшит, - продолжает режиссер. - Ничего человеческого в нем нет, и мы не хотим рассказывать, что сделало его таким, каков он есть, иначе Джокер перестанет внушать ужас. Возьмите хоть Ганнибала Лектера, хоть любого другого героя такого сорта: чем больше объяснений, тем менее интересно. Для нас важно было разобраться не с происхождением Джокера, а с его возвышением. Обычно я объясняю про Джокера так: он проходит через весь фильм, как акула в «Челюстях». Появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, оставляя за спиной полнейший кровавый беспредел».
Для Бэтмена он представляет опасность совершенно нового рода. «Эти два персонажа сталкиваются очень забавным образом, - размышляет вслух Бэйл. - Мне всегда казалось, что в Бэтмене есть тайные садистические наклонности, и ему приходится постоянно себя контролировать. А тут он получает противника, который одновременно и садист, и мазохист. Бэтмен может избивать Джокера, сколько ему будет угодно, но при этом он понимает, что тем самым только доставляет врагу удовольствие. Отлич ные получились стычки. Работать в этих сценах с Хитом было очень интересно».
Скончавшийся 22 января от передозировки лекарств Хит Леджер - больная тема для его коллег по «Темному рыцарю», даже если речь идет только о роли Джокера.
«Воспоминания еще очень свежи. Я не готов публично говорить о том, что произошло», - признается Бэйл. «Это кошмар. До сих пор не могу поверить. Так сложно рассказывать о Хите в прошедшем времени», - добавляет Аарон Экхарт. «Меня потрясло, насколько бестактно все муссировали в прессе» - это уже Мэгги Джилленхол. Актриса имеет в виду предположения журналистов и блогеров, что роль жестокого, порочного и извращенного Джокера могла каким-то образом подтолкнуть страдавшего от депрессии Леджера к решительному шагу. На самом деле это маловероятно - ведь с Джокером к тому моменту было уже покончено: съемки «Темного рыцаря» завершились еще в ноябре. Вдобавок все помнят, с каким удовольствием Леджер эту роль играл.
«Я получаю от Джокера несравнимо больше кайфа, чем от всего, что делал раньше, - говорил мне Леджер на улице Ла-Салле. - Удивительно, как это Крис додумался, что во мне есть что-то от Джокера? Понятия не имею, почему он решил взять на эту роль именно меня, но попал прямо в точку».
Кристиан Бэйл вспоминает случай, который подтверждает слова Леджера. В первой сцене, которую они играли вместе, Бэтмен допрашивает Джокера в полицейском управлении Готэм-сити. «Когда ты всерьез занят сценой, тебе ни до чего нет дела. Так было тогда и у нас с Хитом, но тут кто-то из съемочной группы задал вслух какой-то дурацкий вопрос, мы оба очнулись - а там кругом сплошные зеркальные стены, и, куда ни глянь, всюду были мы. мы. мы... И вдруг нам стало ясно, как мы сейчас выглядим со стороны. Как два абсолютных придурка! - при одном только воспоминании Бэйл начинает хохотать. - Я в этом костюме, Хит с разорванным ртом... Полные придурки!.. Мы ржали так. что остановиться не могли». «Нет, правда, с Хитом было здорово, - Бэйл опять серьезен. - Мне страшно нравится, когда человек так вгрызается в работу, как он. Видно было, что он все это страшно любит».
«Я стараюсь сделать фильм на том уровне, который задал Хит своей игрой», - признается Нолан и подтверждает, что «Темный рыцарь» будет посвящен Леджеру. Тем не менее он не решается заявить, что Джокер - лучшая роль актера. «У него много отличных работ. Меня лично больше всего впечатлила «Горбатая гора». И еще «Бал монстров». Но Джокер коренным образом отличается от того, что он сыграл, это правда. Я думаю, его никто даже не узнает. Совершенно другой человек: по-другому говорит, по-другому двигается, в глазах что-то совсем другое... Потрясаюшая работа, честно».
Вернемся опять на улицу Ла-Салле. После всех разговоров о Джокере как о порождении и воплощении энтропии начинаешь предполагать, что в сердце ноланов-ского организованного хаоса окажется именно он, король преступного мира и шут. Но нет. Ключевой игрок здесь -Харви Дент в исполнении Аарона Экхарта. Вот он в темном костюме и при галстуке решительно прокладывает себе путь сквозь орущую толпу: глаза яростно сверкают, рот упрямо сжат. Грохочут выстрелы, толпа рассеивается, полицейские залегают на землю с пистолетами наготове. Но Экхарт, то бишь Дент, продолжает шагать вперед, даже не обернувшись.
«Я окружной прокурор. - объясняет спустя некоторое время Экхарт, - и борюсь с преступностью точно так же, как Бэтмен с лейтенантом Гордоном. Возможно, подход у нас разный, но цель одна. Что-то типа того происходит в разных подразделениях американской правоохранительной системы - ведь эти ребята не всегда сходятся во взглядах и методах».
Нолан с Экхартом встречаются не впервые: несколько лет назад нынешний Харви Дент был кандидатом на роль татуированного склеротика Леонарда Шелби в «Помни». Теперь режиссер решил, что из Аарона выйдет отличный воинственный прокурор. «Я понял, что он выдающийся актер, как только увидел «В компании мужчин». И он, как мне кажется, гениально подходит на роль Харви Дента. Хочется, чтобы наш Харви выглядел американцем до мозга костей, а Дент - абсолютный американский герой с медальным лицом. Прямо как Роберт Рэдфорд, не хуже. Видишь такого парня - и сразу успокаиваешься. И вместе
БЭТМЕНИАНАТим Бертон собирался снимать вдогонку двум своим «Бэтменам» еще и третьего. Его очень увлекала идея превращения Харви Дента, которого у него играл Билли Ди Уильяме, в Двуликого. Но у людей из Warner Bros, были другие виды на «Бэтмена навсегда», и они нашли способ отговорить Бертона от этой затеи и уговорить Джоэла Шумахера. А уже тому захотелось, чтобы в Двуликого превратился Томми Ли Джонс и чтобы доспехи, маску, плащ и перчатки Бэтмена примерил Вэл Килмер. Он отгулял во всем этом черном великолепии лишь один фильм: на «Бэтмене и Робине» его заменил Джордж Клуни. К слову сказать, Килмер тогда щеголял в совершенно новом наряде, сшитом специально для него, а одежка его предшественника Майкла Китона, дважды Бэтмена из фильмов Бертона, была продана с аукциона кинематографических древностей за $103 500, почти на $20 ООО выше начальной цены.
Несколько больше стоило продюсерам «Бэтмена и Робина» согласие Арнольда Шварценеггера сыграть лысого злодея Фриза, а конкретно -$50 000 000. Но эта сумма не могла покрыть разрешение на бритье Арнольдовой головы, и он снимался в специальном латексном колпаке В 2001 году Warner Bros, объявила о начале работ над фильмом «Бэтмен против Супермена» и назвала имена его главных участников: режиссировать схватку позвали Вольфганга Петерсена («Идеальный шторм»), Бэтменом должен был стать Кристиан Бэйл, а Джош Хартнетт, соответственно, Суперменом. Но вскоре Петерсена соблазнили «Троей», он ушел, и «Бэтмена против Супермена» заморозили. С тех пор никто не пробовал его разморозить, хотя Петерсен в одном из интервью обронил, что он, в принципе, не против вернуться к этой чудесной затее с тем он далеко не прост - там что-то интригующе мерцает в глубине».
Нолан вместе со всей командой тщательно оберегает сюжетные секреты «Темного рыцаря», и самым густым мраком покрыты как раз эпизоды с Экхартом. На самом деле благодаря комиксу-основе, а также первому покушению на бэтмениану Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда») мы знаем: Дент был изуродован кислотой и превратился в неуравновешенного, ожесточившегося психопата Двуликого. Однако режиссер Нолан и продюсеры Warner Brothers с удовольствием обсуждают Джокера и его место в фильме, а вот о Двуликом не говорят ни слова - и не скажут, пока фильм не выйдет.
«Я не хочу об этом распространяться», - уходит от ответа Нолан, когда его спрашивают, что за тип этот Двуликий. Экхарт на вопросы о Двуликом тоже отвечает невероятно уклончиво. Из него удается клещами вытащить главное: этот человек «очень зол». Актер даже соглашается слегка развить тему: «Он безвозвратно потерял все. что было ему дорого. Ему кажется, что событий, изменивших его судьбу, можно было избежать, что все произошло из-за чьего-то разгильдяйства, нежелания качественно делать свою работу. Отсюда его боль и ярость. Совершенно человеческие чувства». Больше ничего существенного вызнать о Двуликом не удается - хотя, как намекают Бэйл с Ноланом, судьба изуродованного Дента каким-то образом связана с судьбой Бэтмена. Каким именно?
«Нет уж, вам придется посмотреть наш фильм», - смеется Нолан.
Было бы заманчиво предположить, что «Темный рыцарь» не завершение дилогии, а вторая часть трилогии. Бэйл подтверждает, что подписался на три истории о Брюсе Уэйне. Майкл Кейн говорит, что с радостью снимется еще раз. Аарон Экхарт «не готов сказать», вернется он или нет. А Нолан?
«Я не уверен, что стану снимать про Бэтмена и дальше. Слишком велика опасность. Вы можете мне с ходу назвать удачный третий фильм?» Но тут же оговаривается: «Это я не к тому, что «Темный рыцарь» не оставляет возможности для сиквела. Оставляет, и еще как». Нет, он не будет собой, если не захочет еще раз превзойти самого себя. Ему определенно нравится работать на таком уровне и с таким размахом. Удовольствие - как в детстве, когда он снимал на отцовскую восьмимиллиметровку. «Можете считать менясумасшедшим, но у всех моих фильмов странным образом был один масштаб. Когда тебе восемь лет и ты устраиваешь фейерверк, чтобы подорвать пластиковый космолет, то чувствуешь себя так же, как если переворачиваешь трейлер на настоящей улице. Ты вырастаешь, и твои фильмы растут вместе с тобой. Но ты точно так же увлечен вопросом: «А как это снять? А что почувствуют зрители?» Моя задача на съемочной площадке - быть зрителем. Но только зрителем, очень-очень сильно сосредоточенным на том, что происходит в кадре. Я живу на площадке, уткнувшись в кадр, но время от времени отступаю немного назад и, оглядев все. что творится вокруг, с удовольствием говорю себе: «Ух ты! Какое огромное хозяйство! У меня же лучшая работа в мире, я делаю самые интересные вещи на свете!»
Разве так стал бы говорить человек, который не собирается возвращаться?
Дата размещения: 5-05-2012, 22:22