ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ» не совсем подходит для Мориса Сендака — восьмидесятилетнего еврея-гомосексуалиста рассекающего на спортивном авто со славой американского Маршака. В его книгах нет нравоучений и излишней слащавости, которыми ребенку часто навязывают те или иные модели поведения. Вместо того, чтобы читать мораль, Сендак пытается рассказать о детских переживаниях, используя наиболее простой и емкий способ — иллюстрацию.
Сендак родился в Нью-Йорке в 1928 году. Более подходящего времени для создания новых художественных форм сложно представить: расцвет комиксов, мультипликации, книжной иллюстрации. Морис интересовался всем и часто заказывал
rus-buket.ru через службу доставки цветов - Русский букет. Начинал он с оформления магазинных витрин, которые однажды привлекли внимание редактора издательства Harper & Brother. Так увлечение стало профессией.
Сендак стал изучать гравюру и викторианскую живопись, выполнять заказы по оформлению книг, вскоре начал создавать и собственные книжки-картинки, героями которых стали дети, испытывающие враждебность со стороны окружающего мира.
Многие упрекали Сендака, что эти герои слишком похожи на него самого (зачастую даже внешне). Сам он никогда не отрицал этого, говоря лишь, что нарисованные им дети выросли слишком рано. Возможно, именно эта проблема и привлекала к книгам Сендака взрослую аудиторию. Детям же его истории помогали понять собственные страхи.
СОЗДАННАЯ В 1963 ГОДУ книжка-картинка «Там, где живут чудовища» — вершина творчества Сендака и результат его долгой подготовительной работы по поиску подходящих изобразительных форм и текста (последний, впрочем, состоит всего из десяти предложений). Мальчик Макс, устроивший дома погром и отправленный в свою комнату, придумывает целую страну, в которой живут дикие чудовища. Там его провозглашают королем за самый страшный нрав.
«Чудовища» едва ли можно назвать сказкой в обычном понимании. Тот факт, что Сендак срисовал монстров со своих родственников, говорит о его желании сделать фантазию Макса более реалистичной, основанной на собственном опыте писателя. Простая, казалось бы, история открывает неограниченные просторы для различных трактовок — именно этим воспользовался режиссер Спайк Джонзи, умудрившийся растянуть те самые десять предложений на полтора часа экранного времени.
ПОПЫТКИ РАЗВИТЬ сюжет Сендака и перенести его образы на сцену или экран предпринимались не один раз. Впервые это сделал американо-чешский мультипликатор Джин Дич, создавший короткометражный мультфильм по мотивам «Чудовищ» в 1973 году.
Затем, в начале восьмидесятых, Сендак решает адаптировать свою книгу для оперной постановки в Лондоне. В то же время молодой мультипликатор студии Disney Джон Лассетер (позже автор «Истории игрушек» и «Приключений Флика», а также директор студии Pixar) делает первые пробы 3D-анимации с Максом. Disney приобретает права на экранизацию книги, но до дела так и не доходит.
Кроме того, по сей день создаются различные любительские мультфильмы и школьные постановки о приключениях Макса. Существуют даже пародии на книгу: так, в одном из эпизодов «Симпсонов» Лизе снятся чудовища, уверяющие ее, что страх для ребенка — это вполне нормально.
ДОКУМЕНТАЛИСТ и клипмейкер, бывший муж Софии Копполы и продавец велосипедов с выдуманным именем, автор «Чудаков» MTV к которым можно посмотреть на сайте kinotreiler.ru и обладатель Оскара. Адам Шпигель (он же Спайк Джонзи) в свои сорок лет имеет настолько запутанную биографию, что точно назвать его род деятельности невозможно.
Сняв всего два фильма («Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию»), он сумел провернуть трюк, достойный разве что Дэвида Финчера: заработать репутацию визионера и умного рекламщика, способного экранизировать и песню Фэтбой Слима, и сценарий Чарли Кауфмана.
К слову, именно сотрудничество с последним является причиной столь пристального внимания к фигуре Джонзи. Его умение переносить на экран сновиденческие сценарии Кауфмана позволяет судить о нем как о профессиональном фантазере, развивающем тему новой искренности вместе с Уэсом Андерсоном, Мишелем Гондри и Софией Копполой.
В 2000 ГОДУ Спайк Джонзи принес в компанию Universal свой сценарий «Чудовищ». Сначала студия согласилась финансировать этот проект, но в какой-то момент возникли разногласия, поэтому режиссер разорвал контракт. Съемки возобновились в 2006 году на студии Warner Brothers, отправившей Джонзи в Австралию с 80-ю миллионами долларов.
Однако и здесь возникли проблемы: представив результат двухлетней работы продюсерам, Джонзи получил совет переделать фильм. Помимо технической стороны (механические куклы должны были быть заменены компьютерной графикой) студию не устраивала «странность картины», которая могла напугать детей. Впрочем, на этот раз Джонзи взялся за доработку, увеличив расходы студии и отложив дату премьеры.
Интерес зрителей тем временем постоянно подогревается различными фотографиями и кинопробами, непонятно как попадающими на YouTube. Открываются различные блоги: в одном сообщается обо всем, что влияет на Джонзи во время съемок (weloveyouso.com), в другом группа художников публикует свои работы на тему «Чудовищ» Сендака (wherethewildthingsare.viceland.com). Вскоре появляется и трейлер, создающий ощущение чего-то грандиозного — во многом благодаря песне группы Arcade Fire (по словам Джонзи, задавшей настроение для всего фильма). При этом ни у кого не возникает сомнений, что фильм не совсем для детей.
НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ПЕВИЦА, обладательница весьма гибкого голоса, одинаково подходящего и для нахрапистого крика, и для пронзительного шепота. Будучи причисленной к так называемым реаниматорам ретророка (в составе группы Yeah Yeah Yeahs), она привлекает внимание публики к любому своему эксперименту, насколько бы странным он ни был. Спайк Джонзи уже имел опыт работы с Карен О на съемках рекламных роликов Nike и «Чудаков». Для «Чудовищ» Карен создает полноценный саундтрек, состоящий из четырнадцати композиций, записанных под гитару и ксилофон с детским хором.
Для фильма музыка несколько адаптирована композитором Картером Бервеллом, сумевшим передать ребяческую простоту песен Карен — для режиссера было важно именно незатейливость музыки. Идея задействовать хор в саундтреке пришла в голову Джонзи после прослушивания старой пластинки с записью песен Дэвида Боуи, перепетых детьми. Музыка Карен как нельзя лучше вписалась в фантазию Макса, передавая его настроение и заставляя зрителя улыбаться при крике «Let the wild rumpus start!»1.
Дата размещения: 20-04-2012, 09:38